Форма букв может быть связана с их звучанием: новое исследование
В 1960-х годах американский лингвист Ноам Хомский выдвинул идею, согласно которой у человеческого мозга есть врождённое понимание языка. Это стало основой теории универсальной грамматики и в том числе объясняло, почему дети так быстро осваивают родной язык. Новое исследование, проведённое учёными из Швейцарии и Сингапура, может являться аргументом в пользу теории Хомского. О результатах научной работы кратко сообщает портал The Conversation.
Авторы исследования провели ряд экспериментов, чтобы понять, почему буквы выглядят именно так, а не иначе, и почему человек понимает, как они звучат. 98 студентам из Сингапура и 300 интернет-пользователям из разных стран предъявлялись незнакомые буквы из большого числа алфавитов древних языков; данные буквы звучали как долгие «и» и «у». Испытуемые должны были попытаться угадать их звучание.
Результаты исследования позволяют предположить, что между письменной формой и звуком может быть некоторая связь. Так, когда людям демонстрировали пару незнакомых букв, они угадывали, как звучит каждая из них, достаточно часто. При этом подобный результат нельзя объяснить внешним сходством алфавитов, так как в действительности они визуально различаются (например, японский и латинский). Таким образом, когда мы расшифровываем звучание отдельных букв, в мозге, вероятно, происходит процесс на более глубоком уровне.
Исследователи предполагают, что существует связь между тем, насколько детально изображена буква (сколько использовано чернил при её написании), и тоном соответствующего звука. Так, в ходе экспериментов учёные увидели, что чем более детально выглядела буква, тем с большей вероятностью участники угадывали, что это более низкий звук «у».
Хотя для подтверждения идеи требуется большее количество исследований, уже сейчас можно предположить, что ассоциации между звуками и визуальными очертаниями букв могут быть изначально присущи нашему мозгу. Такой вывод может быть серьёзным вкладом в области психолингвистики и в понимании того, как мы осваиваем языки (как родной, так и иностранные). Кроме того, исследование может помочь в разработке более точной письменности для редких языков, не имеющих своего письма.
Исследование было опубликовано в журнале Royal Society Open Science.