Фокус интересов провайдеров платежных услуг сместился с NFC на мобильные технологии
Мобильные платежи привлекают все больше внимания профессионалов отрасли. Вместе с тем, наблюдается спад заинтересованности к технологиям бесконтактных платежей. К таким выводам пришли специалисты Compass Plus, поставщика программных продуктов для автоматизации электронных платежей и розничного банковского бизнеса, по итогам исследования, проведенного компанией в конце 2013 г. и посвященного развитию рынка платежных услуг. В ходе опроса были учтены мнения более 70 респондентов, в числе которых — представители финансовых институтов, операторов сотовой связи, процессинговых компаний и других участников рынка, сообщили в CNews в Compass Plus.
Мобильные технологии являются наиболее перспективным направлением для провайдеров платежных услуг в 2014 г. — так считают половина участников опроса. 74% профессионалов также сошлись во мнении, что мобильные платежи получат массовое распространение в течение ближайших трех лет, а еще 11% считают это возможным в течение года. «Всплеск интереса к мобильным платежам можно назвать революционным — в исследовании 2012 г. эти технологии не входили даже в пятерку ключевых тем индустрии», — отметили в компании.
Восприятие экспертами потенциала бесконтактных технологий также изменилось, но в этом случае со знаком «минус» — оценка перспективности NFC по сравнению с прошлым годом снизилась на 50%. Тем не менее, говоря о сроках проникновения бесконтактных платежей на массовый рынок, респонденты озвучивают прогнозы, близкие к «конкурирующим» мобильным платежам — 35% опрошенных назвали 1–2 года, а еще 32% — 2–3 года.
В 2011 г. ожидаемые сроки внедрения мобильных платежей, а также NFC и бесконтактных технологий составляли, как правило, 1–3 года. Прогнозы, высказанные в 2013 г., во многом схожи. «Это позволяет сделать вывод, что первоначальные ожидания по срокам внедрения бесконтактных платежей не оправдались», — указали в Compass Plus.
Так, в 2011 г. эксперты ожидали, что мобильные платежи, а также NFC-технологии уже должны быть массово распространены, однако сейчас более трети участников опроса вновь отодвигают проникновение этих технологий на 2–3 года. Причем, что касается мобильного банкинга, наиболее часто озвучивается довольно скромная оценка проникновения — 20–30% среди других платежных каналов, так считают 28% опрошенных.
Как и в 2012 г., среди направлений, оказывающих серьезное влияние на индустрию, зафиксирован процесс внедрения EMV-стандартов в США. В нынешнем рейтинге ключевых направлений возросло значение таких тем, как безопасность, расчеты в транспорте, удобство использования; при этом снизился интерес к лояльности, платежным приложениям и вопросам глобализации.
Между тем, серьезнейшей проблемой индустрии электронных платежей продолжает оставаться мошенничество, подчеркнули в компании. Преступления, совершаемые без физического использования карты, получают все более широкое распространение, и, по мнению респондентов, скоро сравняются по опасности с инцидентами, связанными со взломом систем интернет-банкинга. Треть опрошенных считает мошенничество без карты самой серьезной проблемой, год назад такое мнение было лишь у 25% респондентов.
Такие злоупотребления, как мошенничество в интернет-банкинге и фишинг, оказались на втором месте, получив по 24% голосов. Сравнение с результатами предыдущих исследований выявило интересный факт: оценка опасности скимминга последовательно росла в течение 7 лет (включая 2012 г.), а в 2013 г. значимость этого вида мошенничества снизилась, по представлению респондентов, на 15%.
«Отслеживать мнения экспертов индустрии и отмечать, как со временем меняются их суждения — достаточно интересная задача, — отметила Мария Ноттингем, директор по маркетингу компании Compass Plus. — Неудивительно, что по мере распространения мобильных устройств и использования их в качестве канала банковского обслуживания мобильные технологии рассматриваются как наиболее перспективное направление на рынке электронных платежей. Однако, как и для любой другой технологии, основной задачей провайдера платежных услуг является готовность оперативно предложить инновационные сервисы, избежав нареканий и негативного опыта применения со стороны клиентов».
© CNews