Физики: возможно, мы уже обнаружили червоточины. Но где они?

16.11.2022, 10:49
Червоточины в теории позволяют перемещаться между двумя точками пространства быстрее скорости света. Официально их существование не подтверждено, но физики нашли способ отличить эти объекты от обычных черных дыр.
Физики: возможно, мы уже обнаружили червоточины. Но где они?

Долгое время физики считали, что это невозможно. Но на самом деле такая возможность есть, правда, пригодится немало удачи.

Гипотетические мосты, соединяющие отдаленные области пространства (и времени), могут быть более или менее похожи на обычные черные дыры. А это означает, что, возможно, эти объекты уже были обнаружены учеными, которые просто не осознавали этого. Если новая модель, предложенная небольшой группой физиков из Софийского университета в Болгарии, точна, у астрономов может появиться способ отличить обычную черную дыру от червоточины.

Как отличить черную дыру от кротовой норы?

Чтобы определить, как обсерватории, такие как телескоп Event Horizon, могут отличить черную дыру от червоточины, ученые Софийского университета разработали упрощенную модель «горла» червоточины в виде намагниченного кольца жидкости, и сделали различные предположения о том, как материя будет вращаться вокруг этого «горла» перед поглощением.

Частицы, захваченные этим яростным водоворотом, будут создавать мощные электромагнитные поля, которые будут иметь предсказуемые характеристики, поляризуя любой свет, излучаемый нагретым материалом, с четкой сигнатурой. Именно отслеживание поляризованных радиоволн дало нам первые потрясающие изображения M87 * в 2019 году и Стрельца A * в начале этого года.

Оказывается, такие сигналы типичной червоточины было бы трудно отличить от поляризованного света, излучаемого вращающимся диском материи, окружающим черную дыру. По этой логике, M87 * вполне может быть червоточиной. На самом деле, червоточины могут скрываться внутри черных дыр повсеместно, но простого способа узнать это у нас попросту нет. Это не значит, что нет вообще никакого способа это выяснить.

Если нам повезет и мы соединим прямое изображение потенциальной червоточины и ее косвенное изображение через приличную гравитационную линзу, это поможет выявить тонкие свойства, которые отличают червоточины от черных дыр. Конечно, для этого потребовалась бы удобно расположенная масса между нами и червоточиной, чтобы исказить ее свет настолько, чтобы увеличить небольшие различия, но это, по крайней мере, дало бы нам возможность уверенно определить, какие объекты, скорее всего, являются червоточинами, а какие нет.

Есть еще одно средство, которое также требует хорошей дозы удачи. Если мы посмотрим на червоточину под идеальным углом, свет, проходящий через нее к нам, может еще больше усилить ее сигнатуру, и таким образом покажет более точно, чем является данный конкретный объект.