Физики "состарили" квантовые кристаллы

Ученые из Московского физико-технического института и Институт проблем химической физики РАН предложили простой и удобный способ получения квантовых точек определенного размера с помощью химического старения. Это поможет физикам-экспериментаторам гораздо проще, легче и дешевле получать квантовые точки необходимого размера.
Физики «состарили» квантовые кристаллы
Дарья Сокол
Российские ученые смогли заставить нанокристаллы изменять свой размер, что открывает перспективы для создания приборов нового поколения

Коллоидные квантовые точки — наноразмерные кристаллы, свойства которых — частота поглощаемых или испускаемых электромагнитных волн — зависят от размера. Они применяются для изготовления солнечных батарей, телевизоров, пожарных детекторов.

В лаборатории фотоники квантово-размерных структур МФТИ занимаются коллоидными квантовыми точками сульфида свинца. Стандартный процесс их синтеза осуществляется путем смешения при определенных условиях двух веществ-предшественников, содержащих серу и свинец. С помощью специального оборудования и химических реагентов этот процесс контролируют, получая квантовые точки определенного размера. Однако такой метод сложный, дорогой, и не все размеры точек можно получить с его помощью.

«Если физикам нужны были квантовые точки, а у них не было своего оборудования для их получения, им раньше приходилось сильно раскошеливаться на заказной синтез или заказ из зарубежных каталогов. К тому же, не все размеры точек можно купить или заказать. Мы искали способ, который позволил бы максимально просто и дешево, без дополнительного оборудования и специальных навыков получать квантовые точки сульфида свинца необходимого размера и, следовательно, необходимых свойств», — рассказывает Иван Шуклов, заместитель заведующего лабораторией фотоники квантово-размерных структур МФТИ.

Экспериментируя с различными веществами, исследователи обнаружили, что в присутствии смеси олеиновой кислоты и олеиламина спектр квантовых точек меняется. Дальнейшее исследование с помощью электронной микроскопии показало, что в присутствии этой смеси стандартный синтез идет в обратном направлении. Атомы серы и свинца «убегают» назад в раствор, а квантовые точки «стареют» и становятся меньше. При этом сохраняется их распределение по размерам. Другими словами, получаются такие же квантовые точки, как до воздействия смеси, только меньше. Соответственно, свойства у них тоже другие. Результаты исследования опубликованы в журнале Materials Today Chemistry.

Старение кристаллов — общепринятый термин, который подразумевает устойчивое изменение характеристик материалов во времени

Олеиновая кислота и олеиламин по отдельности используются в процессе стандартного синтеза квантовых точек. Однако именно одновременное использование и взаимодействие этих двух веществ сделало возможным контролируемое старение кристаллов.

«Мы предложили решение, благодаря которому экспериментаторы, имея квантовые точки размером в 10 нанометров, могут завтра состарить их до размера в 8 нанометров, послезавтра — до 6 нанометров и так далее. При этом их поглощение изменится от 2 мкм до 1,8 мкм при первом старении и до 1,5 мкм при втором. То есть из одной банки в течение очень короткого времени и с помощью очень простых операций становится возможным получать коллоидные квантовые точки нужного размера и свойств, — комментирует Владимир Разумов, заведующий лабораторией фотоники квантово-размерных структур МФТИ. — Наш результат позволит, например, физикам, у которых из специального оборудования только пробирки, получать из одного имеющегося образца разные образцы этих коллоидных квантовых точек — разных размеров. Экспериментаторам надо только выждать определенное время, чтобы точки «повзрослели» до нужных характеристик».

Материал предоставлен пресс-службой МФТИ