Физики случайно создали в лаборатории имитацию Большой взрыва

Изучая сверзвуковые двигатели, физики совершенно случайно открыли процесс, имитирующий гипотетический Большой взрыв — и очень этому удивились.
Физики случайно создали в лаборатории имитацию Большой взрыва
b278292e8606a6a6ea687b2f1de56749_cropped
6 ноября 2019 22:04

Любой астрофизик скажет вам, что Большой взрыв — одна из самых популярных теорий возникновения Вселенной на сегодняшний день. Никто, впрочем, не знает, что послужило его причиной. Некоторые даже предполагают, что на самом деле это был результат взрыва колоссальной сверхновой, но это лишь домыслы.

Исследовательская группа из Университета Центральной Флориды заявляет, что обнаружила условия, необходимые для возникновения этого фантастического по своим масштабам явления. Парадокс в том, что исследователи сделали это совершенно случайно. Команда во главе с Каримом Ахмедом, доцентом кафедры механического и аэрокосмического машиностроения UCF, всего лишь тестировала методы производства гиперзвукового реактивного двигателя. В процессе испытаний физики внезапно выяснили, что пассивное пламя может ускоряться и даже взрываться самостоятельно.

«Мы столкнулись с нетипичным и очень интересным механизмом протекания реакции. Когда мы начали копать глубже, то поняли, что он может быть связан даже с таким древним событием, как рождение Вселенной», пишет сам Ахмед в пресс-релизе.

Оказалось, что турбулентность может привести к тому, что пассивное пламя (например, огонек свечи) может самостоятельно ускориться и в конечном итоге даже взорваться. Для эксперимента команда создала трубку размером 5×5 см, которая создает турбулентность, необходимую для активации этого процесса. По сути, это микроскопическая машина для имитации Большого взрыва — вот только взрыв этот в таких масштабах крошечный. «По сути, мы разгоняем пламя до скорости, превышающей скорость звука в пять раз», поясняют исследователи.

Они подробно описали свою работу в статье, опубликованной в пятницу в журнале Science. Ученые полагают, что, помимо потенциальных применений в воздушных и космических путешествиях, их исследование могло бы улучшить наше понимание Большого взрыва — и, возможно, того, что ему предшествовало.

Ещё больше по темам