Рынок мобильных сервисов в период кризиса
Информационная группа Finam.ru провела конференцию "Рынок мобильных сервисов (VAS) в период кризиса".По ее итогам участниками было отмечено, что неголосовые сервисы имеют высокий потенциал роста. Их развитию мешает нехватка инвестиций и специалистов, а также слабое развитие 3G.
"Я думаю, в ближайшей перспективе, имея в виду кризис, наиболее перспективными будут сервисы, позволяющие потребителям экономить. Насколько я понимаю, в кризис люди начинают считать деньги и стараются тратить меньше. Думают, как сократить расходы. Кроме того, во время кризиса люди начинают сравнивать разные варианты и готовы активно менять что-то, в частности провайдеров услуг, приложения и т.д. Я считаю - это гигантская возможность для мобильной индустрии. Если я покупаю музыку на дисках, возможно, я захочу скачивать ее на телефон или слушать подкасты, если это будет дешевле. Если мне придется платить за песню 50 рублей плюс стоимость WAP-трафика - еще 50, я, конечно, ее скачивать не буду, если один рубль за песню – то буду", - рассказал исполнительный директор ЗАО "Грамант" Анатолий Филин.
При этом также было отмечено, что условиях кризиса происходит снижение доходов от неголосовых сервисов. Ситуация обостряется потенциальной войной стандартов, в которую кроме 3G и WiMax могут вмешаться новые решения.
"На мой взгляд, WAP если еще и не умер, то умрет в ближайшем будущем. Во-первых, это - устаревшая технология, тупиковая ветвь в дереве эволюции интернет-протоколов; во-вторых, 300 рублей за мегабайт как-то плохо стыкуется с 3G и его тарифными планами; в третьих, мне вообще непонятно зачем пользоваться WAP, если можно пойти на обычный мобильный сайт (HTTP, HTML) и получить все то же самое", - добавил исполнительный директор ЗАО "Грамант" Анатолий Филин.
Также эксперты отметили, что кризис негативно влияет на развитие VAS-сервисов.
"Здесь на общий сезонный фактор также накладывается влияние кризиса. Сильнее всего сокращается сегмент обычных контент-услуг для населения (продажа игр, мобильной музыки и видео). Спрос на большинство подобных услуг носит импульсивный характер, поэтому мы связываем падение, в первую очередь, со стремлением людей сэкономить на связи в целом. Если первыми начали экономить корпоративные клиенты операторов, то сейчас волна докатилась и до потребительского рынка. При этом есть и усугубляющие факторы - например, некоторые операторы запускают "горячий" биллинг услуг, т.е. абонент не может уйти в "минус" - если услуга стоит больше чем остаток денежных средств на счете у оператора, абонент ее не получит. Все это действительно может привести к стагнации сегмента в 2009 году", - прогнозирует управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров.
© @Astera