Fasten, FixTaxi, такси «Максим» и другие игроки рынка об объединении «Яндекс.Такси» и Uber в России

Что думают о сделке двух компаний Аркадий Волож, Трэвис Каланик, представители отраслевых организаций и конкуренты Uber и «Яндекс.Такси».

496d857ad877d4.jpg

13 июля «Яндекс» и Uber подписали соглашение об объединении бизнесов в России и странах СНГ. Возглавит новую компанию под контролем «Яндекса» генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

По условиям соглашения, Uber и «Яндекс» инвестируют в новую компанию $225 млн и $100 млн соответственно. Стороны оценивают предприятие в $3,725 млрд.

Приложения Uber и «Яндекс.Такси» продолжат существовать отдельно друг от друга, а водители присоединятся к единой платформе. Команды сервисов будут объединены, а общая платформа будет использовать навигацию и систему распределения заказов «Яндекса».

Источник на рынке такси рассказал vc.ru, что объединение компаний не скажется напрямую на потребителях, но может ударить по конкурентам. «Яндекс.Такси» и Uber — бренды с хорошими бюджетами, которые превышают суммы, имеющиеся у «Сатурна, «Максим», и других игроков.

Наличие большого количества денег позволить держать довольно низкие тарифы и доплачивать водителям. При этом конкурентам поступить аналогичным образом будет тяжело, прогнозирует собеседник vc.ru.

Тигран Худавердян генеральный директор «Яндекс.Такси»

Такое объединение существенно увеличит количество доступных машин, сократит время ожидания и холостого пробега. Все это позволит водителям получать больше заказов в час, а пассажирам — сохранить доступную стоимость поездки.

Отдельно хочу поблагодарить команду «Яндекс.Такси», которая построила невероятный сервис и успешный бизнес. Это одна из самых сильных команд, в которых я когда-либо работал. Теперь к нам присоединяется талантливая и не менее успешная команда Uber — и мы очень этому рады. Важной задачей для меня и для всех нас после объединения будет сплотить две команды в одну, объединив наш опыт и лучшие идеи. (оригинал в блоге «Яндекс.Такси»)

Аркадий Волож сооснователь и генеральный директор «Яндекса»

Я думаю, нам удалось найти формулу, как выращивать «единорогов» в большой компании. Три главных компонента — талантливая и смелая команда, экономическая свобода и большой стек технологий «Яндекса».

Два года назад мы выделили «Яндекс.Такси» в отдельную компанию и дали максимум свободы. Эксперимент с «Яндекс.Такси» превзошел многие наши ожидания, и уверен, что это точно не последний пример. (оригинал на сайте РБК)

Трэвис Каланик сооснователь и бывший генеральный директор Uber

Для меня честь познакомиться и работать над этим соглашением с основателем «Яндекса» Аркадием [Воложем].

Объединенная компания сольет воедино две невероятные команды в области технологий и разработки с общим видением будущего транспорта. Я очень рад тому, что Uber и «Яндекс» смогут достичь вместе в ближайшие годы для улучшения обслуживания города и граждан в России и в близлежащем регионе.​ (оригинал в Facebook)

Пьер-Димитрий Гор-Коти руководитель Uber в регионе Европа, Ближний Восток и Африка

Объединение опыта и технологий «Яндекса» в сфере картографического и навигационного сервисов и поисковых систем с нашим лидирующим в мире сервисом по заказу поездок позволит нам предложить лучшие услуги в регионе и надежную альтернативу владению личными автомобилями.

Этот новый этап в развитии, безусловно, должен воодушевить всех нас как акционеров и владельцев компании.​ (оригинал в блоге Uber)

Павел Стенников начальник отдела по связям с общественностью «Максим»

Все эти объединения решают организационные проблемы, они нужны для привлечения венчурного капитала и распределения его внутри организаций. На деле для пассажиров и отдельно взятого водителя ничего не меняется.

Объединение — это перезагрузка руководства, которая может стать драйвером роста чисто из-за эмоций от новых отношений. Но если не получится согласия при выработке совместных решений, то не получится эффективно действовать.

Мы уже давно конкурируем, поэтому тоже ничего не меняется.

Александр Костиков директор по корпоративным отношениям Fasten

Когда еще происходило наше объединение (между RuTaxi и Fasten — vc.ru), мы говорили, что на рынке ожидается масштабная консолидация и через пару лет останется только два-три крупных сервиса. Мы были первой ласточкой и сформировали крупнейшего агрегатора. Сегодня мы видим, что появился еще один игрок сопоставимого объема на этом рынке. Процесс консолидации был ожидаем.

Объединение показывает, что рынок России и стран СНГ имеет большой потенциал.

Сейчас мы не можем говорить о том, как это сделка коснется нас. Она еще не прошла одобрение ФАС.

Анатолий Малышев операционный директор «Таксовичкоф»

Мы наблюдаем переломный момент на рынке, завершающий этап вытеснения небольших игроков. В таксомоторной отрасли смогут позволить себе остаться только крупные компании, успевшие занять значительный объем рынка, сформировать лояльность потребителей и инвестировать в парк и персонал.

Мы будем пристально следить за ситуацией в ближайшее время. Сейчас могу только сказать, что оправданное с точки зрения бизнеса решение может привести к неконтролируемым последствиям для потребителей. Агрегаторы не попадают под законодательное регулирование, так как являются ИТ-компаниями и предоставляют не услугу перевозки пассажиров, а доступ к заказам для водителей. Это значит, что агрегаторы не несут ответственности перед пассажирами, а следовательно, подобное слияние может привести к росту рисков для тех, кто решит сэкономить на поездках.

Егор Федоров директор по развитию inDriver

Объединение «Яндекс.Такси» и Uber — абсолютно логичный шаг. Вопрос был только в том, когда это случится. Это затянувшаяся война дотаций, когда один сервис, чтобы удержать водителя, был вынужден к 100 условным рублям заплаченным пассажиром добавлять еще 200, потому что другой сервис добавляет 150.

Процесс мог некоторое время радовать акционеров и инвесторов позитивной статистикой, но фактические финансовые результаты неизбежно всех отрезвляют. Это как продавать на улице пятитысячные банкноты за 4500, и искать инвесторов показывая очереди клиентов, растущую статистику продаж, поднимать новые раунды, и продавать уже по 3500, потому что такой же сервис на соседней улице начинает продавать по 4000.

Кроме давления со стороны текущих акционеров, Uber столкнулся с тем, что ему стало сложно найти на эту глубоко убыточную экономику новых инвесторов. Uber дошел уже до экзотических (по меркам Кремниевой долины) инвесторов — арабских шейхов и российских фондов типа Caspian VC.

Видя этот тупик, такси-компании начинают предпринимать меры. Gett, понимая, что у него меньше денег, чем у конкурентов, и нет отличий в базовой модели, переходит на стратегию M&A (слияния и поглощения — vc.ru), покупая стартапы. Uber же идет по пути альянсов с национальными лидерами в роли младшего партнера, в Китае с Didi, и вот теперь с «Яндексом» в России.

Для водителей и пассажиров это означает одно — конец аттракциона невиданной щедрости. Кто не верит — посмотрите на динамику тарифов Didi в Китае после альянса с Uber. Если не появится новый крупный сервис уровня Didi, Grab, Ola или Lyft и не начнет снова масштабную войну дотаций.

Для inDriver с принципиально другой системой ценообразования возникает окно возможностей в крупных российских и не только городах, чем мы обязательно воспользуемся.

Андрей Азаров сооснователь FixTaxi

​Конкуренция на российском рынке гораздо выше, чем на многих других. Помимо «Яндекса» и Uber, у нас есть старые и большие игроки «Максим», «Сатурн», «Везет», у которых намного больше заказов, чем у Uber.

Компании не удалось стать игроком номер один на рынке, поэтому она решила продать свой бизнес более сильному партнеру. Uber принес демпинг и доплаты водителям, сейчас ситуация должна стать более рыночной. Тарифы справедливее, комиссия для водителей выше, а доплаты будут исчезать.

Остальным игрокам предстоят нелегкие времена, особенно Gett, который делал большую ставку на российский рынок.

Ирина Зарипова председатель общественного совета по развитию такси

Это объединение повысит количество заказов и объем поездок для таксопарков, которые до этого работали только с одним из агрегаторов, а также упростит доступ таксопарков к большему числу пассажиров.

Объединение платформы для водителей Uber и «Яндекс.Такси» позволит более эффективно распределять заказы между водителями и сократит время холостого пробега, что положительно отразится на заработках.

С другой стороны, не думаю, что тарифная политика сервисов изменится — у новой структуры остается большое число конкурентов, таких как Fasten, RuTaxi, «Максим» и Gett, занимающих значительные доли рынка. Любые решения объединенной компании, ведущие к повышению тарифов для таксопарков, приведут только к перетеканию партнеров и водителей к компаниям-конкурентам, что окажет негативное влияние на качество сервиса. Вряд ли «Яндекс» и Uber этого не понимают​.

Станислав Швагерус председатель общественного движения TAXI-2018

Это нельзя назвать слиянием как таковым, это поглощение. Связано это с тем, что компания Uber — финансовая пирамида глобального масштаба — рушится. И практически со всех континентов компанию выдавливают.

Тот вариант, когда «Яндекс» возьмет всю партнерскую сеть компании Uber в России, самый лучший. Могло быть хуже. Например, заставили бы просто уйти с рынка. Хуже в данном случае стало бы для потребителей.

Что касается результатов, то итогом станет фактическая монополизация рынка такси компанией «Яндекс». Это нехорошо на таком высококонкурентном рынке, как такси. Соответственно, было бы намного лучше, если бы «Яндекс» перестал играть роль непосредственного участника рынка, устанавливающего тарифы, а стал бы инфраструктурной системой в России, которая занималась бы организацией перевозок населения.

«Яндекс» уже занимает более 50% рынка в определенных регионах. Однозначно, у него в России доминирующее положение. Соответственно, после объединения с Uber доля увеличится и можно будет говорить о монополизации рынка.

Здесь такая ситуация, что так или иначе в этот процесс должно будет вмешаться государство. Де-факто, Яндекс становится монополистом на рынке этих услуг. У нас есть ФАС, которой Дмитрий Медведев дал поручение разработать меры в отраслях, в которых развита цифровая экономика. Поэтому трудно что-то прогнозировать, но для рынка любая монополизация — нехорошо.

Богдан Коношенко представитель Московской торгово-промышленной палаты

​Это соглашение еще раз доказывает, что российские технологии могут не только выступать на равных с мировыми лидерами, но и превосходить их по качеству. То, что в условия сделки включено роуминговое соглашение о возможности заказа машин Uber из приложения «Яндекс.Такси» по всему миру, показывает, что компания смогла построить конкурентную и эффективную технологическую платформу, за которую готовы дорого платить.

Однако «Яндекс.Такси» и Uber не первые и не самые крупные сервисы, которые пошли на объединение. Не так давно в результате слияния RuTaxi, «Такси Сатурн» и RedTaxi образовался перевозчик Fasten, который значительно превосходит их по количеству поездок. Так что Яндекс.Такси и Uber пока занимают порядка 6–7% российского рынка, не более. Но надо сказать, что Fasten и «Максим» теперь получат хорошего крепкого конкурента, с которым нужно считаться.

В тарифной политике для партнеров и пассажиров я бы не ждал от новой компании резких движений. На таком высоколиквидном рынке, как таксомоторные перевозки, любое «закручивание гаек» моментально приводит к переходу водителей и пассажиров к конкурентам. Думаю, они продолжат двигаться вместе с рынком и аккуратно развивать сервисы, чтобы не отпугнуть пользователей и сохранить партнерскую базу.

©  vc.ru