ФАС проверит ценообразование на смартфоны LG, Alcatel, Sony и Asus
В понедельник, 19 декабря Федеральная антимонопольная служба, направила запросы, связанные с проверкой цен на смартфоны в LG, Alcatel, Sony и Asus, рассказала РБК представитель службы Дарья Силкова. По ее словам, в конце ноября в ФАС поступили жалобы от потребителей на одинаковые цены на продукцию перечисленных производителей у разных ретейлеров. Речь шла о моделях телефонов Sony Xperia XZ, LG G5 SE, Alcatel IDOL 4S, а также Asus ZenFone 3. Силкова добавила, что результаты проверки ведомство ожидает получить уже в следующем году, возможно, в феврале.
Представитель компании Sony сообщил РБК, что компания пока не получила запрос ФАС. Получить комментарии представителей Alcatel, LG и Asus пока не удалось.
По словам представителя одного из крупных ретейлеров, попросившего об анонимности, за девять месяцев этого года Alcatel занимала 7% российского рынка по количеству проданных телефонов, LG — 4%, Asus — 3,5%, Sony — 2,5%. В денежном выражении доли рынка распределялись следующим образом: Sony — 4,5%, LG — 4%, Asus — 3,5%, Alcatel — 3%.
За последний год ФАС начал ряд разбирательств в отношении сразу нескольких крупных технологических компаний. В частности, в феврале 2016 года служба заинтересовалась ценообразованием на смартфоны Apple, а ноябре — на аппараты Samsung. Решение по этим делам должно быть принято в начале следующего года. Кроме того в ноябре ФАС провела проверки в офисах производителей ноутбуков Lenovo и HP. Ведомство подозревает компании в организации картельного сговора при поставке ноутбуков в Центризбирком. Также ФАС возбудила дело в отношении Macrosoft по жалобе «Лаборатории Касперского». Последняя считает, что компания злоупотребила доминирующим положением, сократив с двух месяцев до шести дней время адаптации антивируса, произведенного сторонним разработчиком, под операционную систему Windows 10. Первым громким делом ФАС в отношении технологической компании стало дело против Google. В прошлом году ведомство признало Google нарушившей закон «О защите конкуренции» по жалобе «Яндекса». Последний считает, что американская компания препятствует предустановке мобильных приложений сторонних разработчиков на смартфоны под управлением операционной системы Android (принадлежит Google).
Об интересе к технологическим компаниям и методах ведения дел против производителей смартфонов в интервью РБК рассказал статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский:
— С чем связан повышенный интерес ФАС к технологическим компаниям?
— Подавляющее большинство дел возбуждается по заявлениям физических и юридических лиц, в том числе, ваших коллег — журналистов. Тот факт, что мы перемещаемся в сторону высокотехнологичных кейсов — это просто реальное отражение сдвига интереса общества к этой сфере. Еще одна причина — повышенный спрос. Там, где он есть, существует возможность заработать, может возникнуть желание сделать это не самыми честными способами. Третья в том, что возникла практика компаний, особенно мегакорпораций, когда они нагрешили где-то в мире, их взяли там за шкирку, и они переместились со своими плохими способами работы в другие страны. Такое «перемещение» к нам Россию уже было. Например, крупнейших компаний в сфере фармакологии и контейнерных перевозок.
— Есть ли что-то общее между делами, которые рассматривает сейчас ФАС: упомянутый Google, Apple, Samsung, Lenovo и Microsoft, новые подозреваемые из числа производителей смартфонов?
— Общее — то, что это высокотехнологичная продукция, производители которой весьма склонны к нарушениям. При рассмотрении дел в этой сфере мы вынуждены часто делать соцопросы, когда возникает вопрос о взаимозаменяемости товара. Когда речь идет о картеле, злоупотреблении доминирующим положением, нам нужно понимать, заменяется ли iPhone смартфоном Samsung.
— Фанаты iPhone так не считают.
— Чисто с технологической точки зрения он заменяется каким угодно смартфоном. Но, допустим, человек много лет использует iPhone. Если он берет телефон системы Android, он мучительно пытается в нем разобраться. Любимая линия защиты компаний: «Какие мы монополисты? Товара вокруг пруд-пруди». Но надо исследовать и мнение человека.
Антимонопольная практика меняется. В IT-продуктах практически невозможно определить себестоимость. Другие законы спроса, заменяемости. Поэтому у нас много новых и интересных дел. В картелях, например, мы идем впереди наших иностранных коллег, и мы им рассказываем о наших инновационных методах доказывания. Хотя судьи по-прежнему любят, когда мы предъявляем им протокол «Мы, нижеподписавшиеся, договорились поделить рынок так и грабить народ этими методами». Я думал, что таких бумаг не существует, но несколько раз в жизни изумленно находил.
— Какого количества жалоб необходимо для интереса к тому или иному товару? Кто-то может использовать жалобу, как инструмент конкурентной борьбы…
— Во-первых, это так и происходит. Часто можно услышать при споре двух хозяйствующих субъектов угрозу: «Я на тебя в ФАС напишу». Но антимонопольное дело возбуждается, если по результатам проверки жалоба окажется обоснованной.
— На Samsung пожаловались потребители?
— Потребитель и один из продавцов.
— Это «Евросеть» или «Связной», которые ранее поссорились с Samsung?
— Без комментариев.
— Вы считаете жалобу от обиженного партнера релевантной?
— Да, если предоставят интересную информацию. Может быть, получать информацию от тех, кого когда-то обидели, с точки зрения морали — не лучший вариант, но могу сказать так: сначала информация, а нравственность потом. Интересы общества и защита потребителей — выше. Случается, что источник информации имеет свой интерес, но аморально не «сдавать» преступника, аморально грабить людей.
— Как происходит мониторинг, вы проводите закупки?
— Есть официальные процедуры. Мы запрашиваем информацию у участников рынка, собираем статистику. У меня, например, есть автоматическая привычка, в какой бы регион я ни прилетел, смотреть на выходе из аэропорта цены на бензин — после знаменитых дел это рефлекс.
— Часто бывает, что вам присылают готовую папку?
— Нередко. Я бы посоветовал корпорациям не обижать своих сотрудников. Не только у нас, во всем мире основные заявители — это бывшие сотрудники, с которыми поступили несправедливо.
— Вы говорили, что применяете при доказательстве формат опросов потребителей. Результаты являются аргументом для судов?
— Если достаточное количество людей скажут «да» или «нет», и это видно на большой выборке, такие данные будут аргументом для суда. Это закон больших чисел.
© РБК