Фантастические беспилотники и где они обитают
![Центр Исследований науки и технологий](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/c7e/c7e2765f08bc86d2dc96fffbdc7898fa_cropped_50x50.jpg)
![Фантастические беспилотники и где они обитают](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/f66/f66e75f4e482673d969502f6bb40e741_ce_1760x1172x247x0_cropped_666x444.jpeg)
Такси с водителем-призраком
Такси без поддерживающего водителя, который может перехватить на себя вождение в экстренном случае — все еще редкий гость на дорогах общего пользования в мире. Политики должны быть уверены в надежности и безопасности транспортного средства, которому они дают разрешение двигаться в общем автомобильном потоке. Waymo, беспилотный автомобиль компании Google, стал первым автомобилем без водителя, который можно заказать через обычное приложение: стоит только выбрать точку на карте, откуда беспилотный «водитель» заберет пассажира. В видео, которые пользователи выкладывают на YouTube, водитель Waymo часто сравнивается с призраком: пассажиры сидят на заднем сидении и наблюдают, как руль поворачивается самостоятельно.
Прокатиться на беспилотнике Google можно на территории города Финикс, в штате Аризона. С августа 2021 года Waymo приглашают всех горожан для раннего тестирования своих беспилотники в Сан-Франциско. Сервис еще не доступен всем желающим, однако стать тестировщиком может каждый — достаточно показать свой интерес через приложение.
Без водителя такси ездят не только в США: китайский Auto X предлагает воспользоваться своим сервисом в Шэньчжэне. Заказ такси также осуществляется через приложение.
Поездки на Tesla-такси, несмотря на запреты
Хотя Tesla все-таки не является беспилотным автомобилем в полной мере, и для поездок требуется водительский контроль, некоторые функции беспилотного вождения можно ощутить на себе. Автомобиль в режиме «Автопилот» может держать полосу движения и скорость, соблюдать дистанцию, распознавать знаки и многое другое. Однако все эти функции — дорогое удовольствие. Покупку Tesla может позволить себе не каждый, кроме того, комплект функций Автопилота обойдется еще в 10 тысяч долларов. Если попробовать прокатиться на автомобиле от Илона Маска все еще хочется, выход есть: покататься на Tesla как на такси! Такие сервисы предлагают в самых разных уголках мира.
В июле этого года власти Нью-Йорка дали разрешение на использование Tesla в качестве такси компании Revel, специализирующейся на аренде электровелосипедов и электромопедов. Процесс одобрения тянулся с марта, так как в Нью-Йорке существует лимит на использование 120 000 автомобилей в качестве такси или каршэринга. Этот лимит был давно достигнут, но Revel решили воспользоваться лазейкой: в законе не было ничего сказано об электрокарах. Городская Комиссия по такси и лимузинам сначала отказала компании, а затем все же согласилась, однако, изменив закон и предупредив будущие инициативы. С августа Tesla можно заказать через приложение Revel: приедет один из 50 автомобилей модели Y. Автомобили фирменного голубого цвета передвигаются пока только по Манхэттену. Кроме того, компания также намерена строить зарядные станции для электрокаров.
![Шаттл EasyMile](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/aed/aedba0fac5496391c3acfcd52339c1c4_cropped_666x443.jpg)
Шаттлы вместо общественного транспорта
Шаттлы часто позиционируют как «решения последней мили», развоза пассажиров от крупных дорожных развязок по спальным районам. Шаттлы представляют собой небольшие электрические транспортные средства без водителя, руля и педалей, как правило, с небольшим количеством пассажирских мест. Отличает шаттлы от беспилотных такси меньший уровень автономности: обычно они ездят только на закрытых территориях или по специально отведенным полосам движения.
Шаттлы французской компании EasyMile постепенно начинают появляться в самых разных городах и странах. Их можно встретить, например, в муниципалитете Ярфалла, недалеко от Стокгольма, на территории французского бизнес-парка в Сориньи или на территории маленького городка Кельхайм к северу от Мюнхена.
А в Таллине и Тарту (Эстония) можно прокатиться на первом беспилотном шаттле компании Auve Tech, который работает на водородном топливе. Его разработка ведется также в Эстонии.
![Рельсовый беспилотник курсирует в Шереметьево с 2018 года](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/3e8/3e85815b45d3efb8de8c968b7072d8da_cropped_666x444.jpg)
Беспилотные электрички
Однако без водителя сегодня можно проехаться не только на автомобиле: беспилотный рельсовый транспорт уже давно эксплуатируется по всему миру. Электричкам не нужно встраиваться в хаотичные дорожное движение, поэтому часто такие решения применяются для метро. Полностью беспилотное метро функционирует на разных континентах: в Дубае, Дохе, Копенгагене, Сиднее, Сингапуре, а также во французских городах Лиль, Тулуза и Рен. Отдельные линии беспилотных электричек запущены в системах метрополитена в Будапеште, Ванкувере, Лионе, Осаке, Сан-Пауло, Сантьяго, Сеуле, Стамбуле, Пекине, Париже и некоторых других городах.
Однако, чтобы прокатиться на рельсах без водителя необязательно ехать в другую страну или получать визу: с 2018 года в московском Аэропорту Шереметьево беспилотный вагончик поможет добраться из терминалов B или C в терминалы D и F и наоборот. Фактически, рельсовый беспилотник работает по принципу канатной дороги: вагон тянется за металлический трос, колеса остаются без привода. За безопасность поездки можно не волноваться: весь процесс контролируется оператором удаленно.
Автор: Маша Киселева, Центр Исследований науки и технологий