Фанатские страсти

Стивен Кинг, KindleОтечественный рынок отличается в «мелочах». Общая картина может совпадать с какими-то отдельными потребительскими рынками, но детали создают такие характерные отличия, что под вопросом существования оказываются целые направления бизнеса.

Например, много лет издатели безуспешно пытаются развивать «комиксы». Для читателей это книги для чтения и развлечения с картинками, то есть дополнительный потребительский выбор. Для бизнеса это мог быть дополнительный доход, а для государства новые рабочие места. Есть много причин безразличного отношения потребителей — возрастные ограничения, темы комиксов не соответствуют нашим интересам, книги похожи на журналы, тонкие и вроде как не солидные, соответственно другой интерес к свежим и прошлым изданиям, а также есть проблемы с ценообразованием и так далее. То есть, пока издатели не смогут разобраться с причинами отторжения «комиксов» у отечественных потребителей, целое направление издательского бизнеса будет не интересным для развития. Но, тем не менее, есть специализированные издательства, которые занимаются только «комиксами». Более 90% изданных книг — это зарубежные переводные издания. Это тоже может быть причиной низкого спроса, хотя бы потому, что любой потребитель может смело заявить «сначала покажите приличные комиксы, а уж потом рассуждайте о том, что мы не читаем и что нам не нравится» и будут по-своему правы.

Возможно, «комиксы» каким-то образом можно приравнять к сувенирной продукции, пока отечественные потребители не воспринимают рисованные издания всерьез. Если это так, то красочные постеры с героями комиксов могут иметь более высокий спрос, чем сами книги. Но для такого бизнеса не достаточно фанатов. На них в большей степени будет влиять кино, которое они посмотрели, чем книги, которые не читали, но по которым сняты фильмы.

Майки, бейсболки, плакаты, какие-то мелочи, такие как брелки, фигурки, банки для хлопьев и печенья. У нас приживается сувенирная продукция только по небольшому количеству причин:

  • «Юмор» — точнее «пошлость» или «приколы», то, что вызывает улыбку при виде надписей на одежде или предметах.
  • «Политика» — или то, что предпочитают считать «патриотизмом», то есть конъюнктурная символика.
  • «Брендовая символика» — название компаний, лозунги, символика и тематическая реклама.

И так далее. В этом списке отсутствует сувенирная продукция, связанная с «литературой».

К «фанатизму» можно относиться как угодно, даже негативно. Каждый потребитель имеет собственные предпочтения, поэтому обычно, чтобы избежать отрицательной публичной оценки пристрастий, пользователи не любят публично признаваться в своей любви к малоизвестным брендам. Предпочтения могут носить скрытый характер.

Потребители покупают продукцию Sony или Apple и через какое-то время подмечают за собой стремление покупать другие товары с теми же логотипами и появляется страсть предпочитать эту продукцию больше других. Выстраивается внутренний рейтинг товаров, при отсутствии которых «можно» купить что-то другое и оно вероятнее всего не будет плохим выбором, хотя и не приносит тех же внутренних ощущений или даже удовлетворения.

Кроме пристрастий к конкретным брендам, чья продукция производится годами и все время на слуху, существуют еще и временные интересы на основе любых причин. Когда потребитель посмотрел кино или прочитал книгу, для него целая отрасль работает над тем, чтобы обеспечить сувенирами с логотипами произведения, изображениями героев в виде фигурок или их изображениями на майках, школьных ранцах, пеналах для карандашей и так далее. Для обычных людей это вид отдыха, хобби, или простое желание чем-то владеть, тем, что называется «на память».

Большие гонорары артистам складываются не из их гениальной игры в фильмах, а от большого тиража, что обеспечивает реклама, а успех произведения ведет к выпуску сувенирной продукции, причем всё это планируется заранее, как отдельный бизнес-план. В итоге может появиться любая продукция, от напечатанных на чём-то образов, до компьютерных и настольных игр.

Актеры кино заключают контракт таким образом, что их созданный образ будет тиражироваться на упаковках, сувенирах, в какой-то рекламной продукции и так далее, это приносит большой доход от авторских прав, как дополнительные деньги для гонорара. Поэтому, когда актер готовится к роли, у него есть возможность обеспечить себя на длительное время финансами, чтобы создать из себя тот самый продающийся образ — слепить необходимое, как снаружи, так и внутри. Накачать мышцы, сбросить вес, получить уроки танцев, рукопашных боев, отрепетировать трюки, поставить голос и речь, отработать мимику, походку и прочее.

Подготовка требует времени и в литературе: сбор материалов, разработка сценария произведения и героев, отработка хара́ктерных диалогов, чтение документов из архивов и необходимых книг, изучение языков и культур. В каждом конкретном случае длительность подготовки к качественному произведению занимает больше времени, чем техническая и литературная работа. Сидеть на стуле в полной изоляции и писать — не так сложно, как кажется, но иметь наработки и идеи в голове, чтобы писать, гораздо важнее и сложнее.

Если мы предпочитаем думать, что ничем не отличаемся от западного потребителя, то стоит подумать о том, что именно рекламная и сувенирная продукция у нас не развита абсолютно. Казалось бы, мелочь, но это в корне меняет ситуацию и отношение к любым товарам и произведениям. Отсутствие рекламной поддержки или сопроводительной продукции снижает спрос на кино, музыку, литературу. Сувенирная продукция обеспечивает большой бюджет для работы над произведениями, является еще и долгосрочным источником прибыли. Потребители посмотрели кино или прочитали книги, а сувенирная продукция еще долгие годы поддерживает интерес.

Обычно мы не думаем над этим, но сувенирная продукция, даже простой автограф на мячике позволяет людям иметь простые и доступные развлечения в виде коллекционирования. В свою очередь хобби заставляет проявлять интерес к основной и сопутствующим темам — это приводит к интересу в других областях.

Например, ребенок, прочитавший книги из серии о «Гарри Поттере» интересуется не только образом главного героя, но и прививает интерес к чтению, навязывается мысль о том, что «читать — это увлекательно»! Хорошие книги прививают вкус и поднимают высоко планку качества.

По какой-то причине у наших потребителей крайне низкий спрос на сувенирную продукцию. Можно предположить несколько самых простых вариантов:

  • Отсутствие бизнеса и доступного искусства, а это всё зависит от спроса, которого нет, и никогда ранее не было в виде развитой структуры.
  • Нетерпимость в обществе, где граждане еще попросту не научились расставлять приоритеты «важно и второстепенно», «своё и чужое», между эмоциями — «плохо, хорошо и никак».

Фантазия превращается в желание, как в большой стимул владеть чем-либо. «Фигурки героев» позволяют детям разыгрывать свои истории, а взрослым хранить приятные воспоминания. Тематическая символика влияет вообще на всё — известные личности, а это образ, который существует в головах потребителей, позволяет продавать напитки, еду, автомобили и просто магнитики на холодильник. Известный логотип на чужих товарах прививает чувство доверия к продукции. Гораздо проще продать или купить термос для холодных напитков, если на нем есть логотип Coca-Cola, но сам термос не является прямым продуктом указанного бренда.

В электронных книгах тоже есть свои подвижки в этом направлении. «Фанбук» от компании eBook Application LLC тематическое направление бизнеса и сувенирной продукции.

Изначально была идея создавать только устройство с программным обеспечением, посвященным какому-либо автору. Отдельные программы для мобильных устройств оказались непредвиденным побочным эффектом, когда прошивка создавалась для устройства на операционной системе Android, то фактически готовым оказалось отдельное приложение, которое можно установить на планшет или стороннее специализированное устройство под управлением той же системы, лишь бы был доступ к Google Play.

Задача «фанбук» сводится к систематизации информации от автора произведений, где не нужно искать очередность книг в сериях, где можно прочитать даже малоизвестные рассказы и конечно поинтересоваться образом жизни и мыслями писателя.

«Фанбук» столкнулся с основными отечественными проблемами:

  • При небольшом бюджете разработчика не получается создать конструкцию собственного устройства. Крайне низкий спрос отечественного рынка не позволяет раскрутить бизнес до такого состояния, чтобы поработать над формой устройства. Например, в основе идеи было заложено создание обложки имитирующей книгу, это с натяжкой, но удалось воссоздать в устройствах Акунин Book и Лукьяненко Book, а Донцова Book уже вышла с обычной обложкой с тематическим рисунком, а не стилизацией под книгу. И так далее. То же самое можно сказать и о самом устройстве — оно обычное, с привычными кнопками, корпусом, нет стилизации, и не будет без «своего устройства». «Возьмите и сделайте» работать не будет, хотя бы потому, что «фанбук» разрабатывает фактически один человек за собственные деньги. Сложная задача без поддержки крупного производителя.
  • Нетерпимость в обществе приводит к тому, что по сути любого автора можно «опустить» до «бездаря», до «нафталина» и «девчачьей литературы». Этому можно противодействовать техническими средствами, но на это нужны деньги для разработки. Изначально была идея создать обложку «супер», когда внешнюю лицевую сторону можно заменять на ходу. Легко понять, что это дополнительные деньги не только на разработку, но и производство. Оказалось гораздо проще и дешевле использовать «стандартную» обложку с рисунком. В таком случае потребитель будет либо в явной целевой группе, которому плевать на мнение окружающих людей, либо будет стесняться демонстрировать устройство на публике, например, в общественном транспорте.

Получается, что если бы «фанбук» появился в Европе или Америке, у него был бы успех, фанаты не жалели бы денег за такой «сувенир» и это позволило бы довольно быстро раскрутить направление бизнеса и потребления.

В свое время уже были устройства с авторской «поддержкой»:

  • Стивен Кинг представил для Amazon «розовый Kindle» с единственным собственным произведением, которое нигде в другом виде прочитать было нельзя. Книга мастера была написана специально для продажи в Amazon. Розовый Kindle как бы смеялся над всеми — устройство «от» Стивена Кинга и ему гарантирован успех даже в таком «девчачьем» виде.
  • Знаменитая телеведущая, актриса и продюсер Уинфри Опри также приложила свои руки для продвижения Kindle. Понятно, что это PR акция для раскрутки устройства, так как чудес не бывает, устройство еще не было в том виде, чтобы его кто-то воспринимал серьезно. После вечерней телепередачи «The Oprah Winfrey Show» компания Amazon в течение нескольких часов продала большое количество устройств, о чем впоследствии глава компании Джефф Безос будет умалчивать, рассказывая психологически выгодную историю, что «он не подразумевал такой успех», когда за несколько часов было продано 350.000 Kindle.

Цитата: «Были ли Вы удивлены успехом Kindle? Поражен. Два года назад никто из нас не ожидал того, что произошло к настоящему моменту. Это наш самый хорошо продающийся продукт. Это самый желанный продукт, судя по количеству людей, добавивших его в свой список пожеланий. Это самый популярный подарок на Amazon. (Интервью изданию Newsweek, декабрь 2009 года)».

oprah_con_jeff_bezos-49c2aПользователи, которые по косточкам разбирают успех того или иного устройства придут к выводу, что в основе успеха лежат рекламные деньги и в чем-то будут правы. Но специалист сделает другой вывод, будет размышлять в том направлении, что «авторская и тематическая узнаваемость» может приносить хорошие деньги от бизнеса и удовлетворять потребности покупателей. Всегда приятно держать в руках, что-то более желанное, чем просто футбольный мячик. С автографом он будет привлекательнее. Или не просто гитару, не просто Gibson, а чтобы «Les Paul Edition» (Лес Пол — американский гитарист-виртуоз, поэт-песенник, новатор в области звукозаписи, один из изобретателей электрогитары).

Все сказанное говорит о том, что фанатская продукция может быть отдельным бизнесом, то есть могут и должны существовать компании, которые будут заключать контракты со звездами на выпуск сувенирной продукции. На эту роль хорошо подходят рекламные агентства, которые в последнее время лишились огромного количества рекламных носителей, они ранее приносили регулярную прибыль и теперь их либо нет вообще, либо мизерные бюджеты. Но тут возникает проблема — для освоения подобного рынка необходимо иметь регулярный рынок сбыта, что достаточно сложно, поэтому сувенирный и фанатский бизнес будет еще долгое время в зачаточном состоянии, областью интересов одиночек.

Бизнес аксессуаров это самая современная ниша для отечественного рынка, где можно развернуть «фанатский бизнес». Заняться этим сможет только та компания, у которой налажена широкая система сбыта. В количестве заложен успех, о качестве говорить попросту не время.

Послесловие

«Одеть нечего»… «поесть хочется вкусненькое»…, а «смотреть и читать хочется только самое интересное». Важно только найти. В этом есть огромная система удовлетворения от жизни, чувство, что чего-то достиг, хотя бы исходя из того, что результат качества жизни можно почувствовать, пощупать руками, увидеть глазами.

Это не душа, так мыслит наш мозг. Но если мы балуем тело и желудок, почему невозможно баловать свой мозг?

Душой это станет, когда можно добиться цели своими руками и получить удовлетворение. Создать что-то, что ранее казалось невозможным, сложным и недоступным.

Похожие публикации:

  • Эволюция ридера
  • Система сбыта спичек
  • Программы для чтения книг
  • Футурология ридера
  • Итоги года. Состояние рынка.

©  ebook