Фабрика 3Д-печати в Одессе, контракт с General Electrics и $2 млн инвестиций
История основателя стартапа Kwambio Владимира Усова — почему 3Д-технологии ещё не в каждом доме и когда можно будет заменять кости печатными имплантами.
Журналист MC Today Татьяна Гонченко рассказала историю украинского предпринимателя Владимира Усова — о первых неудачах в бизнесе, разработке 3Д-принтера для печати керамических изделий и выходе на американский рынок.
Неудачи экспедитора
Как и многие, кто закончил Одесский национальный морской университет, после учёбы Владимир Усов устроился работать в порт — экспедитором и агентом. Работа была тяжелой, а платили за неё мало. Через год Усов понял — надо что-то менять.
Давно созревшую мысль, что надо как-то начать зарабатывать, он обсудил с такими же молодыми ребятами, которые работали с ним в порту. Собрались и решили — надо заняться бизнесом. Порту постоянно нужны запчасти для портовых погрузчиков и кранов, а значит где-то их нужно брать — подумали ребята. Решение казалось очевидным — надо поставлять запчасти в порт.
Отличная идея быстро разбилась о суровую действительность. Желающих поставлять запчасти было много и конкуренцию эти люди не любили. А объёмы коррупции в этой сфере просто зашкаливали. Через полгода бизнес Усов обанкротился.
Но желание зарабатывать у него не пропало. Позже он попробовал себя в рекламном бизнесе — пытался печатать билборды, но снова прогорел. Не имея опыта в предпринимательстве, Усов не смог справиться с бухгалтерией и с трудом вышел из этой затеи без долгов.
И только с третьей попытки бизнес у предпринимателя задался.
Первый успешный проект
Первым успешным стартапом Усова был Gutenbergz — цифровое издательство, создававшее интерактивные электронные книги для iPad. Свой первый iPad предприниматель купил в 2010 году. Он подумал, что неплохо было бы создать для него книгу с живыми картинками, музыкой и интерактивными элементами.
Первую книгу — «Шерлока Холмса» — разрабатывали полтора года. Дело пошло хорошо — книга попала в топ-10 продаж в тридцати странах мира. Gutenbergz успешно работает до сих пор — создаёт электронные учебники. Но второй страстью Усова стали 3Д-принтеры.
Обдумывая, куда можно двигаться, Усов подумал, что у многих американцев и европейцев дома уже есть настольные 3Д-принтеры. Но для того, чтобы напечатать на них какой-либо предмет, нужно иметь файл-исходник, то есть, грубо говоря, нарисованную модель будущего изделия. Предприниматель решил, что можно создать платформу, которая объединила бы дизайнеров с конечными потребителями.
Работать это должно было так: человек хочет напечатать, к примеру, чашку, выбирает из предложенных на сайте моделей, или заказывает дизайнеру то, что ему нужно, платит за файл и тут же распечатывает результат. В итоге человек получал бы свой продукт без каких-либо пересылок. Казалось бы, идея отличная.
Усов и его друг Дмитрий Кривошей расписали свою идею на листе бумаги. Так появился Kwambio.
Я загорелся этой идеей и мы сразу принялись ее осуществлять. Создали очень сложный с точки зрения технологий проект — платформенное решение для персональных принтеров. Потратили много времени, сил и денег. На тот момент это было исключительно моё видение, которое не было подкреплено никаким спросом на рынке
Владимир Усов
Команда победила в конкурсе стартапов на IDCEE — крупнейшей IT-конференции в Центральной и Восточной Европе и получила полмиллиона долларов. Потом привлекла ещё $650 000 от TechStars — на развитие стартапа.
Когда проект был наконец запущен, оказалось, что домашние 3Д-принтеры есть не у многих даже в Америке. К тому же, простые настольные принтеры могут печатать только из пластика, и, в основном, нефункциональные вещи — пластмассовое кольцо, браслет или фигурки головы Йоды.
Проблемы появились уже через месяц после запуска платформы. Дизайнеров и продуктов на сайте было много, но распечатанных изделий — мало.
Ошибкой было то, что мы тянули с запуском, пытаясь устранить малейшие недоработки и сразу запустить 100% функциональности. А надо было запускать простую версию и начинать её тестировать. После запуска я быстро понял, что эта концепция сильно опережает время. Даже сейчас она его опережает — минимум на десять лет.
Владимир Усов
Не смогли купить принтер, поэтому разработали его сами
Поняв, что идея провалилась, в Kwambio решили перестроить систему. Вместо печати на домашних 3Д-принтерах, планировали работать с сервис-бюро. Процесс аналогичный: человек выбирает на сайте то, что ему нужно напечатать, заказ отправляется в одну из компаний, которая делает 3Д-печать на промышленных принтерах, а после продукт присылают по адресу покупателя.
Но и эта модель тоже хорошо не работала. Сервис-бюро — всего три-четыре в мире, качество печати было низким, цены космические, сроки поставки неконтролируемые. Тяжело было наладить нормальную стабильную работу такого сервиса.
Владимир Усов
Единственным выходом было открыть собственную фабрику и печатать изделия на ней. Производство открыли в Одессе. Первые заказы начали поступать довольно быстро. Клиентам нужно было напечатать изделия из пластика, металла и керамики — посуду, вазы, различные запчасти, предметы интерьера, украшения.
Заказов на керамику было много. Мы начали искать, где купить принтер, который бы печатал качественные керамические изделия. Но никто в мире не мог продать нам такой принтер — его просто не существовало.
Владимир Усов
Тогда в Kwambio решили разработать такой принтер самостоятельно. На это ушло два года. В итоге разработали не только принтер, но и собственную технологию 3Д-печати на основе керамических порошков. Сейчас это основное направление работы компании.
Керамика заменяет металл
Вскоре про Kwambio начали писать американские СМИ. Помогла и поддержка Techstars — известного акселератора стартапов. В итоге за год с небольшим на фабрике в Одессе продали больше 13 тысяч изделий. Основные покупатели из США: Нью-Йорк и Бостон, поэтому в Америке у Kwambio есть второй офис. Товары им отправляют с помощью UPS — американской компании, которая занимается экспресс-доставками.
Принтер, разработанный Kwambio, стоит $25 тысяч. Он печатает керамические изделия любой сложности за считанные часы. В начале года компания презентовала его на всемирной выставке и получила 13 предзаказов. Сейчас Усов работает над второй моделью принтера — её планируют презентовать в следующем году.
Ещё одна разработка, над которой работает команда — первый настольный керамический принтер. Он будет доступнее, чем промышленные — около $4 тысяч. С его помощью дизайнеры и люди, которые интересуются керамикой, смогу в офисе или дома производить собственные керамические изделия.
С Kwambio уже хотят сотрудничать из General Electrics — они заказали у одесситов несколько принтеров. По контракту Kwambio будет печатать для американского производителя техники детали, которые ранее производились в металле.
По многим характеристикам керамика их устраивает больше — она легче, у неё выше проводимость и выше эластичность. Сегодня керамика, которую мы производим на основе наших порошков, в некоторых случаях может заменять металл. В том числе для производства сложных промышленных частей.
Владимир Усов
В ближайшее время компания откроет филиал в Лондоне, чтобы охватить европейский рынок.
Планы по «печати» костных имплантов
Сейчас Kwambio работает над проектом, который выглядит фантастично даже для Америки. Компания хочет печатать костные импланты. По задумке Усова, человек сможет получать готовый имплант буквально через пару часов после заказа — в какой бы части мира он не находился.
Мы выяснили, что кости человека очень похожи по составу на керамику. Если мы печатаем керамику, то почему бы не печатать импланты из биопорошков? Мы уже начали тестировать биопорошки на основе кальциевой соли — вещества, из которого на 70% состоит любая костная ткань. Сейчас тесты проходят в двух европейских лабораториях.
Владимир Усов
Сертификация таких имплантов в США — это длительный процесс, который может занять до десяти лет. В Европе это проходит быстрее, около двух лет. Поэтому Kwambio сейчас активнее работает с лабораториями и университетами в Европе — тестируют там свой биопорошок.
Команда Kwambio хочет не просто печатать костные импланты, но и создать онлайн-сервис, где любой человек сможет загрузить сканы своих костей и создать атлас своего скелета на основе МРТ или других сканирований. После этого у клиента будет доступ к своему персональному облачному аккаунту.
Если такой человек сломает руку, он сможет пойти в сертифицированную больницу, врач зайдет в аккаунт пациента, откроет нужный участок кости, закажет имплант, прямо в клинике его напечатают и вставят в руку. Сейчас в Kwambio обсуждают возможность создания электронного сервиса, который поможет наладить систему работы с американскими и европейскими клиниками. Но этот процесс на начальной стадии.
Согласен, что звучит фантастично, но думаю, что через 2–3 года мы воплотим это в жизнь. Сейчас мы проводим тесты, чтобы понять, как человеческий организм воспримет такой имплант. Но уверен, что все будет нормально, ведь материал, из которого он будет сделан, по составу очень похож на кости. Как только тесты завершатся, мы планируем получить все необходимые разрешения, сертификаты, опробовать это в действии и найти в Америке партнера. Это будет какая-то крупная компанию в сфере здравоохранения.
Владимир Усов
В компании пока не могут спрогнозировать стоимость подобных имплантов. Но учитывая, что на их производство будет уходить гораздо меньше времени, чем на обычные импланты, а задействовано будет меньшее количество людей, разработчики предполагают, что цена будет значительно ниже.
3Д-принтер в каждом доме появится не скоро
Сейчас технологии 3Д-печати начинают активно использоваться в бизнесе на производствах — как крупных, так и средних. К примеру, большинство технологических компаний США и Европы в той или иной степени уже используют 3Д-печать в своих производственных цепочках.
Если года 4 назад это было около 5–10%, то сегодня уже около 30% всей производственной цепочки используется аддитивная технология. Думаю, что в течение ближайших 10 лет больше половины производств будут использовать 3Д-печать, как основную модель производства
Владимир Усов
Что касается домашних 3Д-принтеров, то по прогнозам Владимира Усова, в ближайшие пять лет они вряд ли массово начнут появляться в домах не только украинцев, но и американцев. Для этого должна появиться прорывная технология, которая позволит использовать 3Д-принтер для разных целей, а не только для печати пластиковых сувениров, как сейчас.
Ошибаться быстро и дёшево
В одесском офисе Kwambio работают 25 человек.
Большинство людей, которые у нас работают с технологией 3Д-печати и 3Д-принтеров, до прихода к нам в этом не разбирались вообще. Такой квалификации в Украине не существует, поэтому мы учим всех работать с нуля.
Владимир Усов
Предприниматель уверен, что Украина в плане развития производственной базы и высокотехнологичного производства сегодня занимает очень высокое место в мире.
А вот заказов из Украины у Kwambio пока немного. Усов объясняет это высокой ценой на свои услуги для украинских производителей.
Из своих неудач с первыми версиями Kwambio Усов вынес главное правило — ошибаться надо быстро и дёшево.
Я бы советовал не делать сразу что-то сложное перед тем, как проверить, нужен ли кому-нибудь ваш продукт. Первую версию продукта нужно создавать минимальными средствами максимально быстро. После этого смотреть на спрос, и сразу исправлять ошибки, если они были допущены. Долгие по времени и дорогие ошибки могут вас победить, потому что на следующие проекты может не остаться ресурса и вдохновения.
Владимир Усов
#истории
© vc.ru