Евровидение 2013 – угадайте кто?

8510_Rothschild_jpg-550x0После того, как Гейзенберг убедил коллег в том, что вселенная не детерминирована и цепочка причинно-следственных связей совсем не обязательно приведет нас к правильному ответу на любой вопрос, люди, как ни странно, в фатализм не ударились. Даже наоборот — чем дальше, тем больше человечество испытывает потребность в точных аналитических прогнозах (взять хотя бы кредитный скоринг). А поскольку потребность эта касается преимущественно социально-психологических отношений в обществе, принцип неопределенности на точность прогнозов практически не влияет. В отличие от космоса, социум конечен и предсказуем. С единственной оговоркой: для прогнозирования в этой области необходим инструмент, который позволит работать с огромным количеством постоянно изменяющейся разнородной информации и прогнозировать ее изменения. Сегодня таким инструментом стало машинное обучение (Machine learning) и большие данные (Big Data). Именно эти технологии с впечатляющим успехом применяет в своей работе Дэвид Ротшильд (David Rothschild), исследователь Microsoft Research в области экономики и предикативной аналитики. Он уже прославился своими предсказаниями результатов президентских выборов в США и премии «Оскар», а теперь надеется продемонстрировать эффективность своего метода на примере конкурса «Евровидение-2013».

IV13

Здесь можно увидеть его прогнозы результатов конкурса. Похожие рейтинги публикуются и на сайтах букмекеров. Главное отличие проекта PredictWise в том, что он стремится учитывать влияние общего мнения на частное заранее, на том этапе, когда основные тенденции только намечаются. Все знают, какое влияние на избирателей оказывает публикация предварительных опросов или выход нового журнала мод — на представление дам о прекрасном. Социализация — это навык бессознательного уподобления, а значит результат, который мы стремимся предсказать, постоянно меняется. В итоге самые точные прогнозы, основанные на опросах, мы получаем за день до выборов, когда их ценность приближается к нулю.

В этом и заключается сложность задачи, решение которой ищет Давид: создавать достаточно точные прогнозы, учитывая все существенные переменные, которые повлияют на результат в будущем.

Упрощенно метод, которым пользуется исследователь, можно описать как анализ больших массивов данных с целью выявления значимых, повторяющихся моделей и шаблонов, которые были скрыты ранее. Эти шаблоны становятся предикторами — основными параметрами прогнозирования.

Если вдуматься, процесс оценки чего-либо и ее последующей корректировки для отдельно взятого человека довольно прост, однако, в информационном обществе его регулируют самые разнообразные источники информации различного уровня доступности, охвата аудитории и влиятельности. Социальные сети, СМИ, аналитики, результаты опросов… Их оценка и выбор в качестве источника данных для анализа — первый шаг на пути к формированию прогностической модели для конкретного события.

По словам самого исследователя, он видит в своей работе нечто большее, чем новый инструмент для маркетинга или политического PR. Понять, как люди принимают решения, почему происходят те или иные вещи, значит — еще немного приблизиться к идеалу рационального гуманистического общества.

Точность прогнозов «Евровидения-2013» мы сможем оценить уже скоро, впрочем, жизнеспособность и перспективность своих исследований Дэвид доказал неоднократно. Этот прогноз — еще один эксперимент в его исследованиях, результат которых может стать значительно более впечатляющим. Не исключено, что симбиоз передовых технологий Microsoft и новаторских идей исследователя дадут нам новые инструменты для понимания природы общественных процессов и снятия социальных противоречий.

©  Microsoft