Европа в шестом поколении: истребители с искусственным интеллектом
Обсудить 0
Ожидается, что стоящие на вооружении некоторых европейских стран истребители Rafale, Gripen и Typhoon прослужат до середины 2030-х годов, после чего им на смену придут истребители шестого поколения — Tempest и FCAS (Future Combat Air System). Первый самолет разрабатывается британским концерном BAE Systems, второй — французской фирмой Dassault и европейским авиастроительным концерном Airbus. Вернее, его военным подразделением Airbus Defense and Space.
Как это уже было в случае с истребителями Jaguar, Tornado и Typhoon, оба самолета будут создаваться в тесной кооперации между несколькими странами. Помимо BAE Systems к разработке Tempest вскоре присоединиться итальянская компания Leonardo. Кроме того, британский концерн хочет привлечь к участию в проекте Швецию и даже Индию, чего раньше никогда не случалось.
В проекте FCAS помимо Dassault и Airbus Defense and Space уже принимает участие Германия, а в перспективе может присоединиться и Испания. До последнего времени Италия оценивала перспективы обоих проектов, и в конце концов выбрала британский Tempest, так как англичане предоставили итальянцам больше свободы, нежели французы. Последние будут разрабатывать также палубную модификацию FCAS, что наложит на проект определенные ограничения, с чем категорически были не согласны в Риме. Вместе с тем участие в проекте Tempest индийской стороны также может внести существенные разногласия между странами-участницами. Всем давно и хорошо известны своеобразные индийские требования к тому или иному образцу оружия, что нередко приводило к срыву уже практически состоявшихся контрактов. Не исключено, что «перетягивание одеяла на себя» индийской стороной может не самым лучшим образом сказаться на сроках разработки Tempest.
Многие европейские военные эксперты недоумевают, зачем в Старом Свете разрабатываются два практически одинаковых самолета, ведь гораздо проще было бы объединить эти проекты в один, что позволило бы не только сэкономить огромные средства компаниям-разработчикам, но и ускорить процесс создания самолета. Да и на вооружение они должны поступить практически одновременно: FCAS в 2035—2037 годах, а Tempest до 2040 года. Оба самолета действительно, во многом похожи друг на друга. Это стелс-истребители, которые будут пилотируемыми, но также будут иметь возможность беспилотного управления. В обеих машинах искусственный интеллект сможет заменять летчика при выполнении определенных операций. Например, виртуальный «пилот» может атаковать наземные цели и даже участвовать в воздушных боях.
Управление истребителем изначально делается достаточно простым, разработчики отказываются от множества кнопок и переключателей, заменяя их несколькими тачскринами, также функциями самолета можно будет управлять при помощи голосовых команд. Оба истребителя будут иметь прогрессивные информационно-управляющие системы, позволяющие задействовать средства космической разведки, получать данные с самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и с наземных пунктов. Информационная осведомленность пилота будет на порядок выше, чем сейчас. Самолеты получат радары с активной фазированной антенной решеткой, позволяющие обнаруживать воздушные цели на дальностях до 350 километров. Искусственный интеллект сможет самостоятельно принимать решение о применении оружия и выборе того или иного типа ракет.
Грубо говоря, перспективные европейские истребители фактически будут являться летающими роботизированными системами, способными выполнять миссии без участия пилота. Хотя совсем отказываться от летчиков разработчики не спешат, так как заменить человека в нестандартных ситуациях искусственный интеллект вряд ли будет в состоянии. Во всяком случае, в ближайшие полвека. А так как война в воздухе и есть одна сплошная нестандартная ситуация, если речь не идет о скидывании бомб на голову разного рода «нехороших парней» в халатах и с автоматами, то без участия пилота пока что не обойтись.
Обсудить 0