"Кривая спада еще не дошла до своей нижней точки"
Интервью с Вячеславом Скобелевым, заместителем генерального директора ETegro Technologies.- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль?
- На эту тему уже много писалось коллегами по ИТ-цеху. Мне бы не хотелось говорить о том, что у всех проблемы, но мы по-прежнему "впереди планеты всей" и ничего вокруг не замечаем. Тот спрос на оборудование, который реально был в течение последнего полугодия, в течение октября-ноября перекочевал из разряда "реальный спрос" в разряд "отложенный" (видимо, до лучших времен). Хочется верить, что он не переместится в разряд "забытый" спрос.
- Затронул ли кризис деятельность вашей компании?
- Конечно, мы же не на Московском монетном дворе трудимся. Это у них только прибавилось работы в связи с чеканкой монет и выпуском ценных бумаг и облигаций.
Наш сектор сильно зависит от общих тенденций ИТ-рынка, поэтому спад ощущается как в работе с поставщиками, так и при работе с партнерами и клиентами.
- Какие меры вы предпринимаете, чтобы компенсировать последствия кризиса и улучшить ситуацию?
- К сожалению, улучшить ситуацию не в наших силах. Но как-то смягчить ее последствия и попытаться компенсировать последствия кризиса мы пытаемся.
Например, учитывая то, что в 4 квартале обычно бывает сильный дополнительный спрос на серверное оборудование, мы заблаговременно наполнили им наш локальный склад. Сейчас же, в связи со спадом, вызванным кризисом ликвидности в банковском секторе, мы вынуждены снижать свою прибыль и предлагать клиентам дополнительные скидки, для того чтобы они смогли сэкономить при покупке подобного оборудования, а не отказываться от идеи его покупки вовсе или откладывать решение о его покупке на неопределенный срок. Также мы предлагаем им дополнительные бонусы для того, чтобы стимулировать их активность - например, нами практикуется бесплатная доставка оборудования в любой регион России.
- Изменилось ли отношение ваших поставщиков, клиентов к выполнению обязательств?
- Да, конечно же, отношения поставщиков и клиентов изменилось, так как данный кризис затронул всех.
В связи с кризисом поставщики резко снизили объемы своих складских запасов из-за недостатка оборотных средств. Как следствие этого, сильно увеличилось время, необходимое на получение требуемых нам компьютерных комплектующих, а значит, выросли и сроки производства нашего оборудования. Несомненно, от этого пострадали и наши клиенты, которые еще имеют некоторый "запас прочности" и по-прежнему хотят получать современное серверное оборудование - мы прилагаем все усилия, чтобы поставить серверы и рабочие станции в ранее обещанные сроки.
То есть получился так называемый "замкнутый круг", когда клиент не оплачивает счета из-за того, что мы не отгружаем ему оборудование, а мы не можем его вовремя произвести, так как дистрибьюторы жестких дисков, например, не имеют их на своем складе, и нам необходимо сделать предоплату за данные диски, для того чтобы их доставили с европейских складов.
- Как вы оцениваете ближайшее будущее российского ИТ-рынка?
- Как нам кажется, кривая спада еще не дошла до своей нижней точки. Думаю, первый-второй квартал следующего года будет еще хуже. Учитывая то, что этот кризис мировой и он носит достаточно затяжной характер в начале, выход из этого кризиса также будет затяжным и составит не менее 2-х лет.
- Какие прогнозы вы можете дать, учитывая сложившуюся непростую ситуацию?
- Давать прогнозы - крайне неблагодарное дело. Особенно, учитывая то, что от наших прогнозов, в частности, мало что зависит. Поживем - увидим…
Российский человек всегда отличался особой живучестью в сложных условиях и катаклизмах, так как мы сдаваться не собираемся.
© @Astera