Эта древняя форма жизни пережила динозавров и может пережить нас

Окаменелости и генетический анализ позволяют предположить, что подавляющее большинство семейств покрытосеменных возникло до астероида, вызвавшего Мел-палеогеновое массовое вымирание (K-Pg). В частности, семейство Розовые возникла за десятки миллионов лет до удара астероида.

Предки семейств декоративных орхидей, магнолий и пассифлоры, семейств злаков и картофеля, семейства лекарственных маргариток и семейства травянистых мятных — все они делили Землю с динозаврами. K-Pg мог не просто не помешать, а облегчить взрывную эволюцию покрытосеменных растений до примерно 290 000 видов. Покрытосеменные, похоже, воспользовались преимуществом нового старта, подобно ранним представителям наших предков — млекопитающим.

Динозавры господствовали на Земле около 186 млн лет.
Динозавры господствовали на Земле около 186 млн лет.Источник: Unsplash

Однако неясно, как они это сделали. Покрытосеменные растения, столь хрупкие по сравнению с динозаврами, не могут летать или бегать, спасаясь от суровых условий. В своем существовании они полагаются на солнечный свет, которого явно не хватало.

Ученые применили новый подход к разрешению этой путаницы, пишет ScienceAlert. Они проанализировали большие генеалогические деревья покрытосеменных, которые в предыдущей работе были картированы на основе мутаций в последовательностях ДНК 33 000–73 000 видов.

Генеалогические древа позволяют наблюдать изменение темпов вымирания со временем. Медленное ветвление и увеличение временных интервалов между появлением новых видов говорят о снижении скорости вымирания. Это помогает идентифицировать возможные причины массовых вымираний.

Первая диаграмма эволюционного древа Чарльза Дарвина, датированная 1837 годом.
Первая диаграмма эволюционного древа Чарльза Дарвина, датированная 1837 годом.Источник: Wikimedia

Ученые использовали математические модели, чтобы оценить скорость вымирания покрытосеменных растений. Они сравнили возраст предков с оценками количества видов, которые должны появиться в генеалогическом древе с учетом процесса эволюции. Они также анализировали количество видов в генеалогическом древе и сопоставляли его с оценками времени, необходимого для эволюции новых видов. Это помогает определить скорость появления новых видов, учитывая также исчезнувшие.

Модель генерирует временные интервалы, например, в миллион лет, чтобы исследовать изменение скорости вымирания со временем и определить периоды с высокими темпами вымирания. Это помогает выявить времена, когда происходили значительные изменения в создании и разнообразии видов, а также подтверждает соответствие данных ДНК этим выводам.

Оказалось, что темпы вымирания, по-видимому, были постоянными на протяжении последних 140–240 миллионов лет. Это открытие подчеркивает, насколько устойчивыми были покрытосеменные растения на протяжении сотен миллионов лет.

Предки роз оказались очень живучими.
Предки роз оказались очень живучими. Источник: Unsplash

Ученые полагают, что устойчивость покрытосеменных к массовому вымиранию K-Pg можно объяснить их способностью к адаптации. Например, они использовали новые механизмы распространения семян и опыления.

Они также могут дублировать весь свой геном (все инструкции ДНК в организме), копируя каждый отдельный ген, на который может действовать отбор, что потенциально приводит к новым формам и большему разнообразию.

Шестое массовое вымирание, с которым мы сейчас сталкиваемся, может пойти по аналогичной траектории. Некоторые виды покрытосеменных уже находятся под угрозой исчезновения.

Ранее ученые Университета Аляски в Фэрбенксе нашли крупнейшее известное местонахождение одиночных следов динозавров на Аляске. Посмотрите, какие еще находки удивили землян:

18фотографий

Для чего в XX веке использовали черные лампы