Есть повод

J1632x1224-09710Цитата читателя: «Производители идут на поводу у пользователей. А можно было бы сделать удобней и круче, убрав такие-то кнопки, а добавив — такие-то»…

Попробуем разобраться в том, кто у кого на поводу, а не в том, что при этом желании — второе предложение противоречит основному утверждению. Сложно. Придётся кратко. Так хочет читатель, хотя это желание не было процитировано. Сокращено.

Отбросим в сторону — является ли утверждение истиной. Представим, что мы не знаем (а мы не знаем), поэтому следует разобраться, используя несколько условных вариантов:

Зелёный вариант — производители на поводу у потребителей. Красный вариант — потребители на поводу у производителей. Нейтральный вариант — любые решения и их комбинации. Необходимо отступление, как напоминание, что любое желание не есть реальность, а отражение спроса на основе реальной платёжеспособности и распознавания качества продукции, услуг и развлечений.

Желание — любой потребитель просто мечтает. Хочется купить! И всё! Желание не является реальностью, это побуждение. После первого шага происходит оценка потребительских возможностей. Можно, как Муха-Цокотуха найти копеечку на дороге и умудриться купить самовар на базаре. В реальности этого не происходит. Копеечку найти можно, слишком небольшая сумма, а вот купить самовар на эту сумму — маловероятная сделка. А что реально? Нашли копеечку, появилось желание купить самовар! Знаете где! Но ничего более. Спрос — подтверждение желания потребителей реально совершенной покупкой. Спрос не желание, а поступок. Платёжеспособность — у потребителя есть необходимая сумма денег, которые он может реально потратить. Сюда стоит добавить понятие кредитоспособность. Те же деньги, только в долг. Качество — субъективное определение добротности продукта. Понятие растяжимое, неопределённое какими-то рамками и массовый рынок не определяет качество как единицу измерения, потому что в каждом ценовом сегменте определение возрастает с нарастающей сложностью, до состояния, когда качество перерастает в уникальную неповторимость продукта, уже недоступную массовому рынку бюджетной продукции. Но даже в доступном сегменте присутствуют бренды с неоспоримым, а также с сомнительным качеством. В любом случае, рынок воспринимает продукцию как качественную, если ничего не отваливается… Сегмент цены, рынка и т.д. — определённая ниша, в рамках которой конкретный потребитель в состоянии приобрести товар. Сюда следует добавить спонтанные покупки. В таком случае могут нарушаться границы сегментов на одну или более ступеней вниз и вверх, но не радикально, иначе потребление признается сумасшествием, а покупатели психами! Теперь самое время рассмотреть каждый вариант наглядно.

Все варианты носят название цвета с точки зрения потребителя. Это некая уверенность в том, кто кому подчиняется.

варианты подчиненности

Зелёный вариант Если предположить, что производители идут на поводу потребителей, то производитель подчинён жёстким желаниям потребителя, которые ограничивают самостоятельность создания продукции. Потребители «нормализуют» границы возможного исходя из фантазий, которые на самом деле могут быть крайне ограниченными, так как не все люди математики, политики или врачи, то есть не специалисты в чём-то за рамками своей профессии или просто навыков.

В этом случае требуется ликвидировать конкуренцию полностью, что невозможно даже в тоталитарных государствах с подконтрольным производством. Потребители в любом случае будут что-то выбирать, если есть хотя бы два варианта и возможность отказаться от продукта вовсе. Может выбираться не лучший товар из двух, а из разных сегментов. Не два устройства для чтения между собой, а читалка может сравниваться с планшетом, смартфоном или просто с бумажной книгой. Это не отказ от продукта в пользу ничего, это консервативный подход, который на самом деле может быть лучше, чем современный, трендовый и передовой. То есть — зачем отказываться от бумажной книги, если она выполняет своё предназначение?

В этом варианте потребители определяют лучшие решения среди существующих в продаже. Если производитель подчинён потребителю, то лучшие решения всегда в голове потребителя и в готовом виде у конкурентов.

В результате потребитель создаёт отклик на продукцию производителя, подчиняя его своей воле.

Если представить несколько производителей и их потребителей, то потребители выступают в роли конструкторов, трансформируя лучшее у конкурентов в обязательный продукт у собственного производителя.

Не нужно путать эту ориентацию с трендами, которые есть только направление желания с подкреплённым усилением спроса.

Красный вариант Если предположить, что потребители идут на поводу производителей, то он может решать свои задачи за счёт подсматривания лучших решений и развития этих направлений. Это некий вариант трендового копирования. Есть некое направление и представление о том, как быть должно, остаётся только развивать — добавлять кнопки, менять место их расположения, цвет, форму и прочее. Но, по сути, в продукте не появляется инновационных решений, того, что не использовалось ранее или попросту забыто рынком.

Потребитель подсматривает за конкурентами, за лучшими решениями, делает отклик, но производителю активность потребителя безразлична, он ориентирован на конкурентов и их решения, чтобы не быть хуже на рынке.

Получается, что производители конкурируют между собой, но как они могут не учитывать мнение покупателей, чей спрос, по сути, решает судьбу продукции? В этом варианте на самом деле существует не словесный отклик потребителей, а он заменён на миграцию между производителями. Если потребитель подчинён производителю, то ему неважно, что покупать. Но есть конкуренты! Они могут стать желанными.

Получается, что потребитель смотрит кино, и выбирает — за какого героя переживать! А если сюжет выстраивается таким образом, что за негативного героя (преступника) переживают больше, чем за положительного (полицейского)? Таким образом, понятие качество в этой схеме может быть вывернуто наизнанку. Например, рваные джинсы лучше целых.

Нейтральный вариант Подлинная конкуренция, которая в состоянии двигать рынок вперёд, заставлять развиваться — это свобода выбора и предпринимательства! В этом, как бы нейтральном варианте, не существует полностью правильных схем. На любое решение найдётся альтернатива.

Производитель может производить рваные джинсы, чтобы потребители почувствовали себя свободными до такой степени, чтобы сломали в себе стереотип «что нужно выбрасывать, а что покупать». Если потребитель хочет ходить в чём-то равном, он может сделать это самостоятельно. Но производитель говорит «вы уже настолько богаты, что мы это сделаем за Вас»! И происходит чудо — рваные джинсы оказываются дороже целых. Так было с потёртыми джинсами, ранее они были однотонными. Когда не хватало этого символа свободы, джинсы получали сложную форму потёртости, уже не пятнами, а полосами и рисунками. То есть, в основе развития спроса на джинсы постоянно есть тренд «старения» и каждый этап сопровождается внедрением новой степени в виде моды. Не так далеко то время, когда заплатки войдут в моду с новой силой! Они будут однотонными и ситцевыми. Любыми!

Потребитель свободен в рамках своих желаний, моды, спроса, финансов и прочего, в том числе культурных и религиозных особенностей. Некоторые народы не покупают товары определённого направления, формы и цвета. Это не значит, что они отсталые, или товар слишком плох для них. Это узкий сегмент на локальном рынке.

Скажем, чёрная одежда у ряда народов воспринимается, как траурная и носят её по случаю или комбинируют с чем-то другим по цвету и форме, чтобы не выглядеть слишком мрачным. У других людей чёрный цвет воспринимается как роскошь, традиция и даже скромность.

Получается, что производитель должен понимать, для какого рынка и по какой цене предлагает свой товар. Высокая цена в данном случае может быть как недостатком, так и повышенным позиционированием, ибо в культуре некоторых социальных групп дешёвое ассоциируется с некачественным товаром, а также мысли о дешёвом бренде недопустима ровно настолько, как и сам товар.

Получается, что понятие «реально качественный товар» — это когда его таковым представляют несколько групп потребителей, от бедных до богатых. Сомнения всё равно будут, например, в функционале, но не в качестве товара. Сравните собственное восприятие такого продукта как iPhone, с каким-нибудь брендом и его продукцией. Поэтому и существует «проблема» в том, что богатым покупать нечего, а бедные не всё могут себе позволить.

Но в любом ценовом сегменте существует понятие качество. На него потребитель опирается как на опыт при выборе продукции. Для кого-то корпус устройства должен быть надёжным, кому-то важна добротность, а не элегантность.

Например, проект The-eBook никогда не выдаёт наград устройствам, только «знак качества», если нет сомнений. Устройства для чтения — это не спортивное соревнование, это музыка, которую каждый слышит по-своему и имеет собственные пристрастия. Получается, что и хороших устройств может быть больше, чем один.

Для улучшения качества продукции, кроме опыта потребителей, важную роль играет конкуренция. Она создаёт дополнительные сегменты, которые как волна двигаются то вверх, то вниз. Буквально недавно Hi-Fi техника стоила $300–500, сейчас в эту стоимость продаются качественные мобильные плееры. Но создание сегмента — сложная задача, когда рынок не воспринимает малую форму, как дорогой аппарат. Плееры дешевеют, а встроенная в смартфоны функция воспроизведения музыки убивает сегмент плееров, как отдельного вида продукции.

Успешный рынок — это хоровод! Был бы повод для праздника…

Аннотация Статья имеет иллюстрацию, которая полностью исключает необходимость прочтения статьи.

Послесловие Сегодня с утра читал книгу на кухне и поймал себя на мысли, что в некоторых произведениях все время хочется что-то подчеркнуть, запомнить, обдумать, а другие книги как пустышки — прочитал и забыл через пару часов.

Сегодня мне повезло! Впитывал каждое слово!

Похожие публикации: Итоги года. Состояние рынка.Вступление к разделу: «Программное обеспечение«Программы для создания, конвертации и каталогизации книгОбщие сведения о программном обеспечении для чтенияНовый […] год

©  ebook