Есть ли у людей магнитное чувство?

24.06.2016, 18:00
Можем ли мы чувствовать север и юг, как перелетные птицы? Конечно, нет; но, кажется, что-то наш мозг все-таки реагирует на колебания магнитного поля.
Анастасия Шартогашева
Есть ли у людей магнитное чувство?
Spencer Lowell

Поиск магнитного чувства у человека — скользкая тропинка для ученого; любые результаты могут быть объявлены ненаучными и вообще испортить карьеру. После войны казалось, что изучать магнитные явления в таком контексте все равно, что искать теоретические обоснования лозоходства или телепатии.

То, что живые существа могут чувствовать магнитное поле Земли, известно давно. В некоторых случаях ученым вполне понятно, зачем развился магнитный орган: стайные рыбы и перелетные птицы, например, пользуются своим чутьем для навигации. В других случаях роль магнитного чувства более загадочна. Так, например, совершенно неясно, зачем оно собакам — и тем не менее ученые заметили, что собаки всегда располагаются по меридиану, когда справляют нужду.

Перелетные птицы чувствуют, где находятся северный и южный полюса
Перелетные птицы чувствуют, где находятся северный и южный полюса

Эксперименты проводились на самых разных живых существах: пчелах и моллюсках, кальмарах, оленях и британских студентах — последних с завязанными глазами возил в автобусе профессор Джо Киршвинк (Joe Kirschvink), заставляя указывать дом после запутанной поездки с магнитами и без. Проблема в том, что искать рецепторы магнитного поля в организме — все равно что искать иголку в стоге сена: они могут быть где угодно, даже в пальцах ног. Задача осложняется тем, что неясно, существует ли вообще объект поиска.

В эксперименте Киршвинка почти все студенты смогли махнуть рукой в направлении места, откуда их увезли, но повторные эксперименты провалились. В 1983 году журнал Nature опубликовал статью профессора Бейкера, доказывающую, что некоторые кости человеческого скелета имеют магнитную активность — Киршвинк доказал, что результат был некорректен. Но история поисков магнитного чувства — это история научной драмы: спустя два года Киршвинку не удалось повторить один из собственных экспериментов, но ученый не сдался. Еще 30 лет он неустанно гонял студентов между катушками и катал по дорогам Англии. «Хуже всего то, что результаты, которые мы получаем — не отрицательные, но повторить их не удается», — говорит биолог.

В 2011 году были получены результаты, которые доказали, что некоторые клетки сетчатки глаза человека содержат белок криптохром, который способен работать как магниторецептор —, но неясно, выполняет ли он эту функцию на самом деле.

Кажется, сейчас у Киршвинка снова начинает получаться. В 2014 году он установил в подвале Калифорнийского технологического института «клетку Фарадея» — конструкцию, которая блокирует все внешние магнитные поля. Внутри клетки Киршвинк создает управляемое магнитное поле, равное по силе магнитному полю Земли (которое, кстати, очень слабо — 25 микрофарад у экватора и 60 у полюсов). Одновременно к головам испытуемых, находящимся в клетке, прикрепляют электроды и делают ЭЭГ, то есть отслеживают электрическую активность мозга в реальном времени.

Схема эксперимента
Катушки, создающие магнитное поле, и изолирующая от посторонних полей клетка Фарадея C. Bickel/Science

Эксперимент проводился всего на 12 людях, но результаты были воспроизводимы и последовательны: мозг реагировал на изменение магнитного поля. В одной группе нейронов резко снижалась активность? волн — на ЭЭГ они говорят о том, что мозг обрабатывает информацию. У мозга все-таки есть магнитные рецепторы, — заключает Киршвинк. Через месяц результаты удалось воспроизвести в японской лаборатории. Скоро должны состояться повторные эксперименты в Южном полушарии, а Киршвинк ищет финансирование на то, чтобы перенести оборудование на экватор.