Есть ли польза от снижения скорости в Москве? Неожиданные результаты экспериментов

31.08.2022, 07:38
В прошлом году власти Москвы начали усиливать ограничения скорости на отдельных улицах. Считается, что это делает улицы более безопасными и менее загазованными. Однако что может сделать разница в 10 км/ч? И как к ней относятся водители?
Рома Назаров
Есть ли польза от снижения скорости в Москве? Неожиданные результаты экспериментов
Photo by Paul Smith on Unsplash

С советских времён в российских городах действует скоростной лимит 60 км/ч. В местах повышенной опасности могут стоять знаки, ограничивающие скорость до ещё более низкой.

Тем не менее, российские правила несколько либеральнее европейских, например. Там действует основной лимит 50 км/ч. Видимо,  этого европейским властям показалось недостаточно, и в последние годы муниципалитеты по всей Европе взяли моду устанавливать ещё более жёсткие ограничения. В Берлине, Саутгемптоне и других городах есть жилые кварталы, где ехать можно не быстрее 30 км/ч.

Пошла по этому пути и Москва. В центре города теперь на многих улицах действует лимит 50 км/ч, а есть и такие, которые догнали новейший европейский стандарт — 30 км/ч.

Пять причин снизить скорость

Возможно, это стало неприятным сюрпризом для автомобилистов. Однако специалисты по городским пространствам считают, что даже разница в 10 км/ч имеет существенное значение.

  • Самый сильный эффект — это сокращение числа аварий и смертей под колёсами, особенно детских.
  • Как ни странно, становится меньше дорожных пробок. Когда скорость меньше, поток машин выравнивается, движется плавнее.
  • Заметно уменьшается загазованность улиц. Об этом эффекте сообщали, например власти Берлина. 
  • Уменьшается и уличный шум.
  • Если на узкой улице скорость уменьшить до 30 км/ч, оказывается возможным объединить потоки велосипедов и автомобилей, отказавшись от отдельной велодорожки.

Так что автомобилисты, быть может, и недовольны, но жители соседних домов однозначно собрали выгоды.

Стоит ли результат усилий?

Знак «Осторожно, дети» Photo by Robert Ruggiero on Unsplash
Сильное ограничение скорости делает улицы заметно безопаснее для детей.

Насколько велик эффект, однозначно сказать нельзя. В упомянутом выше эксперименте в Берлине загрязнение воздуха почему-то уменьшилось только на 4 из 5 улиц, на которых ввели новое ограничение скорости.

А вот для безопасности даже 10 км/ч играют огромную разницу. Вот о каких результатах говорят, например, московские власти. На двух улицах посчитали число ДТП за последние семь месяцев перед изменением режима скорости и после. Вот что получилось:

  • на Бульварном кольце число ДТП снизилось с 8 до 5. На столько же изменилось число пострадавших людей.
  • на Большой Никитской до изменения случилось 4 наезда на пешеходов, а после — ноль.

Польза налицо. А вы считаете, что власти поступают правильно?  Заметили ли какие-то изменения?

©  Популярная Механика