«Если ты хочешь стать хорошим отцом, сперва стань хорошим директором по продукту»

Рассказ вице-президента сервиса Knowmail.me Ариэля Кедема о том, как маленькие дочери помогли ему лучше понять потребности пользователей.

a9c0a5f3fb9614.jpg
Ариэль Кедем

Недавно я провел целое утро со своими дочками — им 2,5 года и 4 месяца. Когда я наблюдал за тем, как они возятся со своими игрушками и куклами, то понял, что дети — это лучшие потребители продуктов, и они могут многому нас научить.

«Продуктовые привычки» моих дочерей ничем не отличаются от привычек людей, для которых я создавал ИТ-сервисы последние 12 лет. Например, чтобы привлечь их внимание, есть своя схема: «Смотри-ка, что тебе купила мама. Это же кукла Эльзы. Да-да, Эльзы из мультфильма «Холодное сердце». Хочешь с ней поиграть?»

Детей важно познакомить с функциями продукта и научить пользоваться им самостоятельно: «Вот, давай возьмем медвежонка и нажмем ему на живот. Слышишь, как здорово он поёт для тебя? А теперь нажми сама. Молодец, давай еще разок?». Вы уловили идею.

И наконец, у детей тоже есть продукты, формирующие привыкание. Например игрушки, с которыми они могут играть месяцами. А также продукты, которые им не интересны — например кофемашина, которую я купил полгода назад.

c14ee3c7e80f55.jpg

Благодаря дочерям, я узнал шесть вещей о том, как связаны продукты, дети и игрушки.

1. Фокус

Когда дети совсем маленькие, давайте им по одной игрушке за раз. Это поможет развить необходимые навыки и понять, что с ней нужно делать, в чем ее ценность, и как она поможет разобраться со следующей, более сложной игрушкой.

А теперь представьте, что игрушка — это отдельная функция вашего продукта, а дети — это пользователи. Всегда думайте о ваших новых пользователях и о том, какое количество функций доступно им в процессе обучения. Не перегружайте продукт.

2. Фабрика функций

Когда дети взрослеют, вы начинаете заваливать их игрушками. В результате у них возникает перенасыщение — если проводить аналогию с ИТ-продуктом, это называется «переизбыток функций».

Вероятно, дети обрадуются всем игрушкам, но поиграв с каждой (от трех секунд до двух минут), выберут любимые две-три и в дальнейшем будут играть только с ними.

Появление новой новой игрушки может стать для ребенка событием только в том случае, если этому предшествовала PR-кампания. Например, я сказал старшей дочери, что через месяц куплю ей Олафа — снеговика из мультфильма «Холодное сердце».

Она обрадовалась и считала каждый день до появления новой функции (то есть игрушки), потому что любила Олафа в мультике, и ей не терпелось его игрушечную копию.

Я сформировал ожидание, убедился, что игрушка ей действительно нужна, а затем — принес ее ровно в срок. Поэтому неудивительно, что сейчас это ее главный любимец.

И напротив — однажды я принес ей яйцо Kinder Surprise с игрушечной принцессой внутри. Но предварительно я не проводил тестирование пользовательских предпочтений, не формировал ожидания, не делал ничего особенного. Поэтому она поигралась с ней пару раз, и сейчас принцесса — главный любимец нашей собаки.

3. Игрушки, которые формируют ежедневные привычки

Недавно я изучил метрику и обнаружил, что моя старшая дочь засыпает в постели вместе с 3407 игрушками. Она помнит каждую из них, и у нее есть строгий порядок «укладки».

Она играет с куклами только перед тем как уснуть — и больше никогда. На мой взгляд, это вошло у нее в привычку, потому что она получает от них нечто важное, рассказывая о трех самых главных событиях своего дня. Не удивлюсь, если взамен они дают ей хорошую обратную связь.

Поэтому мой совет — пытайтесь создавать продукты так, чтобы получать отзывы пользователей, и давать им свой отзыв.

4. Социальные игрушки

У каждого ребенка есть игрушки, которыми он делится с другими детьми. Говоря «делится», я имею в виду не «дает поиграть». Здесь речь идет о том, что он с удовольствием их показывает, рассказывает о них, и так далее.

Такие игрушки я называю «виральными», которыми можно похвалиться перед другими детьми, вроде: «А у меня есть вот это». Почему так происходит? Потому что у каждого ребенка есть приятные воспоминания, связанные с такой игрушкой, или действительно хорошая история.

Поэтому, когда вы создаете продукт или функцию, думайте не о них, а о том, как создать хорошую историю или хорошие ощущения, которыми захотят поделиться пользователи.

Чувствуете разницу между формулировкой «это облачное хранилище отлично справляется со своей задачей — держать мои файлы» и формулировкой «с помощью этого приложения я могу отправлять моим родителям видео с их внучками»?

5. Удержание

Самый лучший способ заинтересовать моих дочерей старой игрушкой — дать ее другому члену семьи или ребенку друзей. Это работает точно так же, как и социальное уведомление: «Дэвид, Карен и еще пять ваших друзей прямо сейчас ищут отели на Booking.com».

Вы удивитесь, как влияет на людей социальное воздействие вместе со страхом потерять свою игрушку.

6. «Текучка»

Почти у каждой игрушки есть свой «пик интереса». Это похоже на то, как разработчики выпускают новое мобильное приложение и покупают трафик, чтобы оно попало в топ-10 магазина приложений.

Например, я покупаю дочери новую игрушку. Ее интереса хватает на 30–40 секунд, а затем она просит дать ей конфетку. И все, внимание переключается. Вспомните об этом в следующий раз, когда будете работать над новым продуктом или функцией.

Большинство ваших пользователей заинтересуются, попробуют, а затем забудут. Поэтому вы должны тщательнее выбирать набор функций, чтобы самая главная функция не потерялась среди второстепенных.

031c1bbe38d658.jpg

Я убедился — если ты хочешь стать хорошим отцом, то сперва нужно стать хорошим директором по продукту. Слушать своих детей, разговаривать с ними и понимать — что на самом деле может их осчастливить или порадовать.

©  vc.ru