«Если бы MSQRD был легким проектом, то сейчас бы было уже 50 клонов» — Вице-президент Mail.Ru Group и ментор MSQRD Юрий Гурский — о компаниях, стартапах, росте бизнеса и мотивации

Юрий Гурский известен как сооснователь Sport.com и yoga.com, а с недавних пор — как вице-президент по новым продуктам Mail.Ru Group, а также ментор и инвестор белорусского стартапа MSQRD, который в начале марта перешел под контроль Facebook. Сооснователь «Студии Борового» Виталий Денисенков взял у Гурского большое интервью для издания «Про бизнес». Редакция vc.ru публикует наиболее яркие цитаты из этой беседы.

О MAPS.ME и конкуренции с Google

Гурский рассказал, что в Mail.Ru Group он пришёл после того, как занимался интеграцией картографического сервиса MAPS.ME в структуру компании. «Я бы сказал, что компания настояла на том, чтобы я не только остался и помог MAPS.ME подняться до уровня вторых-третьих карт в мире, но и помогал решать вопросы с другими проектами», — объяснил он.

Это очень полезные знания. Даже если бы мне не платили зарплату, я бы сам платил за возможность там поработать.

Мы [с MAPS.ME] входили в 2015 год с тем, что месячная аудитория у нас была около 1 миллиона. За февраль 2016 — уже 10 миллионов. То есть прошло чуть больше года — и в итоге десятикратный рост.

Сейчас в хороший день MAPS.ME качают около 200 тыс. раз. Проектов такого уровня в России немного. Среди интернациональных проектов MAPS.ME имеет сейчас наибольшую аудиторию.

Сейчас MAPS.ME сконцентрирована на развитии карт и планирует конкурировать с Google, говорит Гурский.

Мы планируем обогнать по качеству карты Google. У них большая проблема с отработкой карт в маленьких городах развитых стран (за исключением США), а если брать Азию и Африку, то там это вообще катастрофа.

Мы хотим стать вторыми картами после Google. Сейчас мы уже точно больше, чем «Яндекс.Карты», но меньше, чем «Яндекс.Навигатор». И уже, наверное, догнали 2ГИС. Больше нас только карты, которые встроены в телефоны — то есть карты Google и карты Apple.

В ближайшее время в MAPS.ME появится редактор, чтобы каждый человек мог добавлять данные. А мы будем очень сильно стимулировать всю нашу аудиторию делать это как можно активнее.

О работе в Mail.Ru Group

Говоря о структуре Mail.Ru Group, Гурский отметил, что «юридически это одна компания, но с точки зрения управления — это разные компании». По его словам, главы подразделений могут помогать другим отделам только по собственному желанию. Он также добавил, что сама MAPS.ME пока действует самостоятельно, «но будем рады если, скажем, социальные сети начнут нас использовать».

В этом есть наше отличие от другой известной российской компании. Кстати, они тоже сейчас начали двигаться в похожую сторону. Видимо, поняли, что при их текущей системе появляются так называемые «эффективные менеджеры», которые умеют писать «задницоприкрывательские письма» и ставить в копию двадцать человек. Таким образом, они снимают с себя все вопросы: «Это не ко мне, там в копии еще шесть человек, спрашивайте с них». Многие вопросы теряются в таком потоке.

О выходе Mail.Ru Group на внешние рынки

По словам Гурского, Mail.Ru Group собирается активно развиваться в США и Западной Европе, а MAPS.ME — это один из таких международных проектов. Территория бывшего СССР для компании не считается внешним рынком, к тому же, в этой области успешно работают «ВКонтакте» и «Одноклассники», говорит он.

Россия останется для нас зоной затрат, Запад — станет зоной прибыли. В России у нас сейчас такая доля рынка, что расти уже в принципе тяжело.

Сейчас у компании есть сильная недоцененность, так как рынок еще не до конца верит в то, что она сможет переориентироваться для выхода на международную арену.

В настоящее время компании должны не столько продвигаться вне России, сколько заниматься созданием проектов мирового уровня, считает Гурский.

Сейчас все рынки стали зрелыми. Поменялась дистрибьюция, сейчас уже нельзя выпускать клон чего-либо на российский рынок и надеяться на успех. Все равно дистрибьюция мобильных продуктов происходит через аппсторы, у которых нет границ. Нельзя сделать хуже и отправить на локальный рынок. Ты делаешь либо лучше и отправляешь на весь мир, либо не делаешь вообще никак (за исключением проектов с локальным контентом, скажем объявлениями).

О поиске кандидатов на пост главы сервиса

В настоящее время MAPS.ME ищет нового руководителя, у нынешнего руководителя сервиса, Юрия Мельничека, заканчивается контракт, объяснил Гурский. «Внутри команды у нас вырос маркетинг-директор, а вот кандидатуры на первое лицо пока не видим. Часть работы я выполняю сам, но в целом необходимость есть, и человека мы ищем», — сказал он.

HR-специалисты знают, кто мне нужен, и дают этим людям тестовое задание. Я смотрю выполненное тестовое и дальше уже беседую. Если же мне говорят, что это очень сильный человек, то тогда это задание я ему даю сам.

Для меня очень показательно, как человек мне напишет эссе. Я даю достаточно простое эссе: вот есть бизнес X, ты становишься его руководителем, что ты будешь делать? Времени — до завтра.

И около 80% просто «отваливаются» сразу. И это хорошо — если у человека нет энергии и мотивации, то пусть он сразу уйдет и не будет тратить время. Большая часть оставшихся делают очень плохо как по смыслу, так и по структуре. Я смотрю не только содержание, но и то, как человек оформил, как прислал и т.д.

Отдельную роль в таких заданиях играет оформление эссе, добавил Гурский. По его словам, это помогает понять ход мысли человека.

Самые сильные работы, которые я видел — это красиво сверстанные в PDF с грамотной логикой, ссылками на источники. То есть видно, что человек может делать вещи системно. По тому, как человек пишет письма и документы, очень хорошо видно, как он мыслит.

О MSQRD и других стартапах

Например, моя личная инвестиция — приложение MSQRD. Многие думают, что тут была просто идея и оно «выстрелило». На деле же там было системно вложено огромное количество знаний еще на уровне разработки концепции, подготовительных работ, поиска технологии и так далее.

Очень трудно сделать ставку, которая сразу бы выстрелила. Обычно приходится делать очень много микродвижений в нужном направлении. И каждое маленькое движение улучшает продукт на 0,5%. Потому этих движений нужно сделать много.

Гурский отметил, что для создания успешного стартапа нужны технические знания, иначе либо проект станет неуспешным клоном другого сервиса, либо его быстро скопируют и разовьют конкуренты.

Зачастую люди не понимают, чтобы что-то делать, нужно иметь крутую техническую компетенцию. Если её нет — с такими стартаперами вообще не о чем разговаривать. Даже если они сделают что-то крутое — их быстро повторят и сделают круче. К примеру, чтобы нашим конкурентам построить MAPS.ME или MSQRD, потребуется минимум год — мы тоже не стоим на месте. Просто потому, что в них очень сложные интеллектуальные технологии.

Нужно всегда использовать такие технологии, чтобы тебя было тяжело догнать.Как например сейчас на всех фриланс-сайтах мира сотни объявлений типа «Собираем команду, чтобы сделать клон MSQRD». Конечно, со временем его повторят, но минимум до лета у нас есть время, чтобы уйти в отрыв. Если бы MSQRD был легким проектом, то сейчас бы было уже 50 клонов.

О монетизации стартапов

По мнению Гурского, стартапы зачастую слишком рано начинают заниматься монетизацией — после этого предприниматели перестают концентрироваться на пользователей и занимаются зарабатыванием денег.

На своих стартапах я держу ребят до последнего, чтобы не запускали монетизацию. Хотя это и затратно, но все же я должен сначала убедиться, что ценность для пользователя будет достаточной. В MAPS.ME мы могли монетизацию запустить уже давно после перехода на бизнес-модель, но мы этого не делали, потому что считаем, что продукт еще недостаточно крут для монетизации в любом виде. Когда же пользователи будут счастливы — мы и начнем потихоньку нашу монетизацию.

В MAPS.ME можно было запустить монетизацию еще полтора года назад, но от этого отказались сознательного, говорит Гурский. По его словам, в этом сервисе есть смысл заниматься монетизацией только после получения «десятков миллионов месячной аудитории», так как «для Mail.Ru Group те деньги, которые мы могли до этого дать, не значили ничего».

Мы бы сидели и смотрели: какая конверсия от такой формы, какая — от такой, а если вот это поставить сюда, что произойдет? И получается, что занимались бы не развитием функций приложения, а смотрели, в каких случаях лучше бы монетизировались пользователи.

В этом, кстати, и польза нахождения в крупной корпорации: ты можешь «добежать» до уровня, когда с помощью монетизации есть возможность зарабатывать действительно большие деньги.

О том, как растить бизнес

Нужен большой рынок. Нужна инновация, без нее не будет ничего. Если вы что-то дублируете, не прибавляя добавочной ценности, то успеха у вас не будет. Клиент должен иметь в голове четкий ответ на вопрос: «Зачем вы нужны?». Если ответ у него в голове появился в течение долей секунды, то все хорошо. Еще вам нужны инженеры мирового уровня.

Ну и наконец, нужно выбирать рынок, на который у вас хватит денег. Тот же рынок такси — он неплохой, он фантастически капиталоемкий, туда можно войти даже и с инновациями. Но до момента, пока ваш бизнес станет приличным, вам потребуется влить туда миллиард или два миллиарда.

Гурский добавил, что, по его мнению, склонность к предпринимательству относится к генетической предрасположенности. «В Беларуси сейчас доминирует стратегия отсиживания в пещере — так сложилось генетически, исторически, географически. Если взять США и Израиль — там другая ситуация. Почему в США люди более проактивные? Дело в генетике. Кто поперся из Европы в Северную Америку, где не было золота и другой легкой добычи?», — рассуждает он.

Бизнес — это экспансия. Все живое распространяет себя, именно поэтому его так много. Люди, как венец эволюции, тоже рассчитаны на экспансию. Биологическая программа выживания упрощенно такова:

  • Докажи, что ты эффективен;
  • Захвати больше пространства для жизни.

Это психологическая и физическая потребность.И самое интересное, экспансия себя в среду — это практически единственное, что делает человека реально счастливым. Через детей, через идеи, через власть. Про это говорил академик Сахаров: «Смысл жизни в — экспансии».

Я знаю несколько бизнесменов, у которых было, условно, полмиллиарда долларов, им хватило бы на 5 жизней вперед. Но завтра они начинали новые бизнес-проекты, рискуя практически всем. Тут явно дело не в простом зарабатывании денег, как раз денег им хватало. Это было именно стремление к экспансии.

О мотивации

Я расскажу одну историю про мою мотивацию.

Пятнадцать лет назад я написал свою первую книгу, которая стала бестселлером. Мой брат Дмитрий Гурский решил что называется «приколхозиться» и написал свою книжку «Action script». Книга была крутая, но много он на ней денег не заработал.

В этот год в Гродно рос мальчик Сергей Гончар. Ему старший брат принес книжку «Action script» и сказал: «Учись на программиста, будешь деньги зарабатывать». Тот учился, увлекся, стал одним из лучших графических программистов — благодаря нему во многом случился проект MSQRD (Сергей Гончар — сооснователь и глава MSQRD — прим. ред.).

То есть зерна, брошенные 15 лет назад, взросли сейчас. Я сильно чувствую, что все мы — часть системы. Если сравнивать с нашим телом, то у нас в теле бактерий больше, чем клеток. И каждая бактерия считает себя самостоятельным организмом. В целом все функционирует только благодаря тому, что работает вместе. Так же и наше общество. Есть нейтральные, бесполезные клетки, есть опасные раковые, а есть стволовые, которые организм оздоравливают.

©  vc.ru