Электросамолет на солнечных батареях установил новый рекорд высоты

Основатель проекта SolarStratos Рафаэль Домжан за штурвалом самолета Elektra One
Основатель проекта SolarStratos Рафаэль Домжан за штурвалом самолета Elektra OneИсточник: SolarStratos

12 августа 2025 года модифицированный легкий самолет Elektra One с регистрационным номером HB-SXA поднялся над Швейцарией на высоту 31 237 футов (9 521 м), установив таким образом неофициальный рекорд высоты для винтовых самолетов на солнечной тяге. Полет состоялся над Вале, стартовой и посадочной площадкой стал аэропорт Сьон.

За штурвалом был основатель проекта SolarStratos Рафаэль Домжан. Все этапы полета — взлет, набор высоты и снижение прошли полностью на энергии солнца, без использования какого-либо топлива. Общая продолжительность полета составила 5 часов 9 минут, из них около двух часов занял подъем и три — управляемое снижение над альпийскими хребтами. Маршрут и профиль полета были специально подобраны так, чтобы использовать не только мощность электродвигателя, но и восходящие воздуха потоки, что критично для эффективности летательных аппаратов такого рода.

Elektra One легче многих мотоциклов, но размах его крыльев составляет почти 25 метров
Elektra One легче многих мотоциклов, но размах его крыльев составляет почти 25 метровИсточник: SolarStratos

При весе всего 450 килограммов — меньше, чем у многих мотоциклов — Elektra One имеет размах крыльев почти 25 метров. Вся поверхность крыльев покрыта солнечными панелями, которые питают электромотор мощностью 43 лошадиные силы с КПД 90%. Для страховки на борту имеется литий-ионная батарея емкостью 20 киловатт-часов, которая теоретически позволяет находиться аппарату в воздухе до 24 часов.

По сути, это моторный планер, спроектированный для максимального использования восходящих потоков воздуха. Такая конструкция позволяет набирать и поддерживать высоту при минимальных затратах энергии, что критически важно для полетов на солнечной энергии.

Этот полет стал частью проекта SolarStratos — швейцарской авиационной инициативы, цель которой продемонстрировать потенциал солнечной энергетики для высотных полетов большой продолжительности. Конечная цель проекта еще более амбициозна — подняться в стратосферу на высоту 25 километров, что почти в три раза выше нынешнего достижения.

Вид на Швейцарские Альпы из кабины Elektra One
Вид на Швейцарские Альпы из кабины Elektra OneИсточник: SolarsStratos

Для достижения рекордной высоты самолет максимально облегчили, отказавшись даже от герметизации кабины. Поэтому Домжан пилотировал машину в специальном высотном костюме, защищающем от недостатка кислорода и экстремального холода — на высоте более 9 километров температура опускается ниже минус 50 градусов Цельсия.

Несмотря на то, что команда SolarStratos заявляет о новом рекорде, официально он пока не подтвержден. Для этого требуется верификация Международной авиационной федерации (FAI), которая является единственной организацией, уполномоченной регистрировать авиационные достижения.

Проект SolarStratos не только приближает нас к внедрению экологически чистой авиации в повседневную жизнь, но и имеет большое научное значение. Возможность подниматься в стратосферу на экологически чистом транспорте открывает новые перспективы для исследований атмосферы. Традиционные методы изучения верхних слоев атмосферы — метеозонды и исследовательские самолеты — либо одноразовые, либо дорогие в эксплуатации. Аппарат на солнечных батареях, способный часами находиться на большой высоте, может стать идеальной платформой для долговременных наблюдений за климатом и атмосферными процессами.

Ранее Horizon Aircraft представила первый гибридный электросамолет Cavorite X7.

Поделиться

©  HI-TECH@Mail.Ru