Электросамолет на солнечных батареях установил новый рекорд высоты

12 августа 2025 года модифицированный легкий самолет Elektra One с регистрационным номером HB-SXA поднялся над Швейцарией на высоту 31 237 футов (9 521 м), установив таким образом неофициальный рекорд высоты для винтовых самолетов на солнечной тяге. Полет состоялся над Вале, стартовой и посадочной площадкой стал аэропорт Сьон.
За штурвалом был основатель проекта SolarStratos Рафаэль Домжан. Все этапы полета — взлет, набор высоты и снижение прошли полностью на энергии солнца, без использования какого-либо топлива. Общая продолжительность полета составила 5 часов 9 минут, из них около двух часов занял подъем и три — управляемое снижение над альпийскими хребтами. Маршрут и профиль полета были специально подобраны так, чтобы использовать не только мощность электродвигателя, но и восходящие воздуха потоки, что критично для эффективности летательных аппаратов такого рода.

При весе всего 450 килограммов — меньше, чем у многих мотоциклов — Elektra One имеет размах крыльев почти 25 метров. Вся поверхность крыльев покрыта солнечными панелями, которые питают электромотор мощностью 43 лошадиные силы с КПД 90%. Для страховки на борту имеется литий-ионная батарея емкостью 20 киловатт-часов, которая теоретически позволяет находиться аппарату в воздухе до 24 часов.
По сути, это моторный планер, спроектированный для максимального использования восходящих потоков воздуха. Такая конструкция позволяет набирать и поддерживать высоту при минимальных затратах энергии, что критически важно для полетов на солнечной энергии.
Этот полет стал частью проекта SolarStratos — швейцарской авиационной инициативы, цель которой продемонстрировать потенциал солнечной энергетики для высотных полетов большой продолжительности. Конечная цель проекта еще более амбициозна — подняться в стратосферу на высоту 25 километров, что почти в три раза выше нынешнего достижения.

Для достижения рекордной высоты самолет максимально облегчили, отказавшись даже от герметизации кабины. Поэтому Домжан пилотировал машину в специальном высотном костюме, защищающем от недостатка кислорода и экстремального холода — на высоте более 9 километров температура опускается ниже минус 50 градусов Цельсия.
Несмотря на то, что команда SolarStratos заявляет о новом рекорде, официально он пока не подтвержден. Для этого требуется верификация Международной авиационной федерации (FAI), которая является единственной организацией, уполномоченной регистрировать авиационные достижения.
Проект SolarStratos не только приближает нас к внедрению экологически чистой авиации в повседневную жизнь, но и имеет большое научное значение. Возможность подниматься в стратосферу на экологически чистом транспорте открывает новые перспективы для исследований атмосферы. Традиционные методы изучения верхних слоев атмосферы — метеозонды и исследовательские самолеты — либо одноразовые, либо дорогие в эксплуатации. Аппарат на солнечных батареях, способный часами находиться на большой высоте, может стать идеальной платформой для долговременных наблюдений за климатом и атмосферными процессами.
Ранее Horizon Aircraft представила первый гибридный электросамолет Cavorite X7.
