Электромобили ВАЗ: советский период
В советское и постсоветское время ВАЗ был лидеров электромобилестроения. Если не количественно, то качественно — на ВАЗе разрабатывались наиболее интересные новинки в этой области, правда, в большинстве своём не попадавшие на конвейер.
ВАЗ-2Э11011 «Электророллер» (1975). Первая попытка создать электрокар на АвтоВАЗе. В качестве базовой машины взяли ВАЗ-Э11011 «Автороллер», опытное пляжное багги образца 1970 года, и установили на неё электродвигатель. Ходовой макет оказался удачным, и «вазовцы» приступили к разработке полноценного электромобиля.
ВАЗ-1801 «Пони» (1979). Лёгкий электромобиль, изначально задуманный как средство передвижения по Олимпийском парку или, например, ВДНХ. Правда, к «Олимпиаде-80» конструкторы не успели, и потому проект свернули, перенаправив силы на развозные электромобили для народного хозяйства.
ВАЗ-2802−01 «Пони» (1979). Развозной фургончик, разработанный с использованием элементов ВАЗ-1801 для народного хозяйства СССР. Автомобиль имел грузоподъёмность 450 кг и, в принципе, шла речь о постановке его на конвейер (хотя разработка фургона была чем-то вроде частной инициативы сотрудников ВАЗа). Но не сложилось.
ВАЗ-2802−02 «Пони» (1980). Вторая, «рабочая» уже версия фургона, разработанная командой молодых инженеров под руководством Михаила Маркиева. Этот автомобиль стал сенсацией выставки «Автопром-84» и принёс АвтоВАЗу 14 золотых медалей —, но в серию не попал.
ВАЗ-2102Э (1976). Параллельно с «Электророллером» электроприводом оснастили два серийных универсала ВАЗ-2102. Немалую часть кузова занимали батареи, но автомобили успешно использовались для развозки почты в рамках городской программы испытаний.
ВАЗ-2801 (1980). Первый серийный советский электромобиль. Развозной фургон на базе ВАЗ-2102 был построен в количестве 47 экземпляров и использовался в Запорожье, Киеве, Симферополе. До наших дней сохранилось 2 машины (точнее, кузова/рамы, так как электрооборудование было заменено обычными двигателями). Обе находятся в частных руках на Украине, и на месте АвтоВАЗа мы бы поторопились выкупить их для музея.
Электрокарт ВАЗ «Пони» (1981). Эта «вазовская» разработка заняла первое место на Всесоюзном конкурсе на создание новых образцов технических игр и игрушек и предметов для технического творчества детей и подростков. Но, к сожалению, игрушка вышла довольно дорогой и на конвейер так и не поступил.
ВАЗ-2702 (1983). Неудача с ВАЗ-2801 не остановила инженеров, и появился развозной фургон ВАЗ-2702. Но эта модель оказалась крайне неудачной, особенно в плане жёсткости алюминиевого кузова. Был проведён даже краш-тест, крайне редкое в советском автопроме явление, и машина от одного удара превращалась в металлический гроб. Компоновка тоже оказалась не очень удобной — говоря и о вместимости, и о грузоподъёмности.
Бортовой фургон на базе ВАЗ-2702.
Всё началось в 1974 году, когда на ВАЗе было создано отдельное КБ по электромобилям (которое, впрочем, в основном занималось разработкой автомобильной электроники для серийных моделей).