Электробус «Лужок»: ископаемое автопрома 1990-х
«Лужок» должен был стать прогулочным автобусом для парковых зон. Заказчиком разработки стало ООО «Комтранс», а исполнителем — институт НАМИ. В частности, предполагалось, что машина будет обслуживать комплекс ВДНХ (ВВЦ). Главным конструктором стал один из экспертов НАМИ Лев Самойлович Гаронин.
Автобус имел очень большую зону остекления, а аккумуляторные батареи были «распластаны» по задней стенке. Вместимость «Лужка» составляла 25 человек, максимальная скорость — 35 км/ч, запас хода — 50 км. Двигателей предполагалось два на выбор — коллекторный постоянного тока мощностью 45 л. с. или асинхронный мощностью 60 л. с. Батареи были отечественные, разработанные компанией «Эсма».
Правда, предполагалось, что машина будет быстро подзаряжаться в течение дня. Например, подъехав к станции зарядки, постояв там 15 минут и накопив энергии ещё на 8−10 км, то есть на одну экскурсию по территории. Ввиду такого техзадания изначальные планы НАМИ по 50-километровому запасу хода урезали примерно до 15 км.
Первые публикации о «Лужке» появились в 1998 году, а в 2000-м ООО «Комтранс» всё-таки начало серийное производство — было построено около 20 «Лужков». В этом падеже особенно хорошо видна игра слов, связанная с фамилией тогдашнего московского мэра.
Закономерным итогом стало довольно быстрое исчезновение «Лужка» с дорожек ВВЦ. Производство этих машин просто не окупало себя, плюс сказывалось не очень высокое качество производства.