Элайза Грэнвилл — «Гретель и тьма»

Элайза Грэнвилл -При слове «сказка» люди часто думают о счастливых концах и книжках для детей, а между тем сказка – вовсе не тот беззубый розовенький жанр, какой её представляют теперь. Сказка пришла к нам из сурового, архаичного мира, в ней законы просты: за добро часто платят добротой, но за зло – трижды злом. И не только за безусловное зло, но и за лень, обман, небрежность. Даже добро в таких сказках отнюдь не всегда побеждает. Это потом, на протяжении веков, сглаживались углы, менялись концы, стиралась кровь. Необработанные, подлинные сказки – часто страшные, вспомнить хотя бы «Золушку» в записи братьев Гримм – где старшие сёстры, чтобы влезть в туфельку, отрубают себе кто палец на ноге, кто пятку, а под конец птицы выклёвывают им глаза.

И вот такую страшную, дописьменную или только что записанную сказку напоминает роман Элайзы Гренвилл «Гретель и тьма». Он замешан на сказках, пропитан ими – старые сказки рассказывает маленькой Кристе служанка Грет, сказочными категориями мыслит сама Криста, её история тоже напоминает сказку, да и вторую сюжетную линию нельзя назвать совсем реалистической. Судите сами – в цивилизованной Вене возле дома помешанных находят девушку, не помнящую, кто она и откуда, обнажённую, бритую наголо, очень красивую и утверждающую, что она должна убить чудовище.
Чудовища, ведьмы и прочие странные существа населяют и мир девочки Кристы: её отец целыми днями на работе, мать умерла, из дома выходить не позволяется, служанку Грет уволили, а ведь только она так обнимала Кристу, «что дух вон». Что там, снаружи, что за зверолюди, и что там за работа у отца? Кристе никто ничего не объясняет, никому нет до неё дела, и она разъясняет себе мир как может – сказками Грет. И разобраться, где старинная история, а где реальность, всё труднее. И что страшнее – сказки или внешний мир? И где одно переходит в другое? Для Кристы сказка и реальное – едины.

Эту историю знает на самом деле каждый, но вот такой, преобразованной отчасти в сказку, мы её точно ещё не читали. Читать стоит, чтобы сначала замирать от страха и восторга, как в детстве, а потом удивляться неожиданности ракурса и решать для себя, оправдан такой выбор или нет. Можно ли подлинные и относительно недавние исторические события вплетать в придуманное, делать частью беллетристики? И вроде бы не для того, чтобы развлечь, а чтоб ещё раз рассказать, и чтоб читатель смог проникнуться, и испугаться, и скорбеть? Но, поданный в подобной форме, искусно поданный, ужас может не ужасать, а завораживать. Сделанный частью страшной сказки, пересказанный, он словно бы становится дальше от нас, отделяется от реальности, от истории. Этично ли? Это каждый решает сам. У романа двойное дно: его всё хочется рассматривать как развлекательную литературу, вспоминать готику, говорить, как затягивает повествование, но тема, выбранная автором, не даёт рассмотреть «Гретель и тьму» только так. Слишком крутая выбрана закваска – на истории. Роман глубже, чем сказка, глубже, чем просто готика, вся оболочка – просто лёд, а под ним тёмная холодная вода.

Увлекательно? Да. Страшно? Да, учитывая, что от этой книги не отгородишься словами «всё это было не на самом деле». Радостно? Тоже да, потому что, почти по-сказочному, кроме тьмы в книге есть любовь, и дружба, и упорство, и защита слабых сильными, и даже – слабыми ещё более слабых. Людей – людьми. Глубоко? Тоже да, потому что сквозь истории отдельных людей и даже сквозь нашу всеобщую историю просвечивает сказка, почти миф, а миф ведёт к началу всего, к самым корням.

Автор: Елена Ядренцева

Подробнее о книге

Источник: BookLand

Похожие публикации:

  • Дмитрий Рус «Играть, чтобы жить», Книга 1. «Срыв»
  • «Волшебная книга судьбы» — Тонг Куонг Валери
  • Беглянка
  • Денискины рассказы: о том, как всё было на самом деле. Денис Викторович Драгунский. Виктор Юзефович Драгунский
  • Патрик Ленсиони «Сердце компании. Почему организационная культура значит больше, чем стратегия или финансы»

©  ebook