Джерард Гир: скульптура из костей животных

Произведения австралийского художника то и дело вызывают вопросы местного Департамента окружающей среды. Готовые к отправке на выставку или очередному коллекционеру за рубеж, скелеты странных животных заставляют чиновников задуматься, разрешены ли к вывозу эти невиданные камни и кости — то ли «краснокнижные», то ли инопланетные.
3687187aca4e89ab9591466b4506fb44_cropped
Роман Фишман
31 августа 2017 11:30

Обсудить 0

Джерард Гир считает, что любовь к костям животных у него с детства. Скелет образует каркас всей нашей органической машинерии: «Как и всякому любознательному ребенку, мне не терпелось узнать, как же это все устроено, — рассказывает художник. — Я собирал кости, проводил часы, разглядывая их, играя и стараясь узнать получше». Однако для того, чтобы на свет появились «костяные скульптуры», понадобилось еще много лет и одна маленькая трагедия.

Ехидна (2014 год)
Ехидна (2014 год)
Скелет ехидны

На обочине

Когда-то родители будущего художника спасли малыша-опоссума, который сидел на дороге у тела своей матери, сбитой автомобилем. Сумчатая пушистая Жасмин стала любимицей всей семьи и прожила долго, однако в 2005 году ее задрала уличная кошка. «Мне захотелось создать что-нибудь прекрасное из тех костей, которые от нее остались, — вспоминает Джерард. — Как бы отдать дань памяти, и это стало мощной движущей силой для творчества». Вдохновленный этой силой — и большим впечатлением, которое скульптура произвела на домашних, — Джерард всерьез увлекся таксидермией и «костяной скульптурой».

Ленивец (2014 год)
Ленивец (2014 год)
Череп вомбата с пером страуса на подставке из бронзы и эвкалипта

Материал находился тут и там на обочинах — те же сбитые водителями животные, ставшие ненужным прахом, но под рукой художника превращавшиеся в нечто совершенно новое и необычное. «Использование костей в работе изменило мое восприятие этих тел, — объясняет Гир, — я перестал видеть в них лишь то, от чего стоит побыстрее отвернуться». Вскоре соседи стали приносить Джерарду и своих умерших домашних питомцев, хотя сам он все равно отдавал предпочтение собственноручно добытым скелетам — по его словам, история и обстоятельства находки становятся важной составной частью духа будущей скульптуры.

Карьера автора необычных скульптур развивалась быстро. Страницы в Instagram и Facebook, на которых Джерард Гир делился снимками своих работ, стали вирусными в Сети. Понемногу появились и заказчики, готовые их приобрести. Однако в 2013 году, когда художник попытался переслать такое отправление, Департамент окружающей среды и сырьевой промышленности (DEPI) проинформировал его о необходимости получить официальное разрешение на то, чтобы останки австралийского животного пересекли границу страны.

Дело мастера

«Парой недель спустя ко мне домой заявились двое сотрудников DEPI. Они принесли с собой распечатки моих произведений, которые я выкладывал онлайн», — вспоминает Джерард Гир. Чиновники показали ему и подписи, в которых художник пояснял, из костей каких именно зверей собрана необычная скульптура, где и как они были получены. Оказалось, что дело уже возбуждено, и хотя непреднамеренность нарушения очевидна, последствия могут оказаться самыми серьезными: штраф до 50 000 долларов и несколько лет заключения. Чиновники, правда, предложили выход: срочно избавиться от всех скульптур и всех животных останков.

Стая медуз (2015 год)
Стая медуз (2015 год)
Мелкие кости животных на основе из американского дуба
  • Искусство

    Потрясающие стеклянные скульптуры Джека Стормса

  • Искусство

    Азума Макото и его снимки растений в открытом космосе

Дело в том, что начиная с 1950-х в Австралии и отдельно в разных ее провинциях была принята целая серия законов, направленных на сохранение уникальной и хрупкой природы континента. В частности, действуют весьма строгие правила на ввоз животных и растений в страну и вывоз ее коренных обитателей за границу. Ограничены и права владения ими, живыми или мертвыми. «Все происходившее тогда я помню очень живо, — рассказывает Джерард. — Я был абсолютно раздавлен необходимостью уничтожить вещи, с которыми чувствовал сильную эмоциональную связь, которые любил».

Соединенные крысы (2016 год)
Соединенные крысы (2016 год)
Скелеты крыс на подставке из эвкалипта

Художник решил бороться и обратился к адвокатам австралийского Arts Law Centre. «Было бы большим разочарованием получить максимальное наказание в случае, когда артист не нанес ущерба ни одному животному, не ловил их, не убивал», — сказала по этому поводу ведущий юрист Arts Law Centre Делвин Эверальд. История получила широкое освещение в местной прессе, и уже через несколько недель на Гира снова вышли чиновники DEPI, сообщив, что готовы в данном случае сделать «небольшое исключение». Ему разрешили оставить уже собранные кости и готовые работы, но не передавать их за рубеж без получения разрешения и впредь законов не нарушать. В том числе прекратить и поиски новых материалов вдоль дорог.

Следы невиданных

На то, чтобы прийти в себя после всех этих перипетий, у Джерарда ушло около года. Однако нет худа без добра, и за это время он нашел неожиданный, по‑настоящему художественный выход из ситуации, в которую попал из-за чиновников DEPI. В работах этого периода заметен резкий переход от попыток скопировать и воспроизвести настоящих жителей Австралии к созданию образов странных, изысканных вымышленных существ. Используя кости животных, широко распространенных по всему миру и не вызывающих интереса у агентов DEPI, Гир собирает из них новых созданий, которые сохраняют лишь дух экзотической австралийской фауны.

Жадеит Венеры (2016 год)
Жадеит Венеры (2016 год)
Череп верветки, покрытый кристаллами, на подставке из меди и американского дуба под стеклянным колпаком

«Перевести те же идеи и чувства в работы с ненативными для Австралии животными оказалось трудно, — говорит Джерард. — Это заставило меня подойти к делу более методично, потратить немало времени на улучшение своего мастерства и приобретение дополнительных знаний по анатомии. В конечном итоге я начал использовать совсем некрупные виды животных и мелкие кости, которые сделали скульптуры более утонченными». С этой точки зрения юридический казус оказался благом и помог художнику найти собственный новый стиль. Спустя несколько лет стиль этот стал популярным не только у зрителей и чиновников DEPI.

Джерард Гир, Австралия
Джерард Гир, Австралия
«Общаться с людьми, которые наживаются, разрушая окружающую среду, — это последнее, что может прийти мне в голову».

С прошлого года Джерард Гир ведет регулярные мастер-классы, и свободных мест на них не бывает. Как ни странно, почти все его ученики — женщины, которым, по мнению художника, ближе и понятнее красота животной анатомии. Но и на этих занятиях то и дело возникают вопросы, связанные с законом. Только теперь Джерард их приветствует: «Люди интересуются, где и как я получил исходные материалы и насколько это легально, — и начинается разговор, который позволяет обсудить то влияние, которое мы оказываем на животный мир и природу вообще». В конце концов, и самого художника, и DEPI волнует одно общее дело — сохранение нашей планеты, изрядно потрепанной людьми.

©  Популярная Механика