«Джеймс Уэбб» сфотографировал ударные волны в пыли вокруг черной дыры

Астрономы использовали возможности космического телескопа «Джеймс Уэбб», чтобы заглянуть в центр галактики ESO 428-G14, которая расположена в 70 миллионах световых лет от нас. Эта галактика имеет активное ядро, то есть сверхмассивную черную дыру, которая поглощает много вещества, из-за чего центральная область мощно излучает во всем электромагнитном диапазоне. С помощью «Джеймса Уэбба» ученые смогли рассмотреть в этой агрессивной среде газопылевые структуры, подсказывающие механизм передачи энергии в окрестностях черной дыры. Результаты работы опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Исследовать окрестности активных ядер галактик довольно сложно. Некоторые телескопы не способны заглянуть через пылевую завесу, другие «ослеплены» мощным излучением, исходящим из этой области. Зачастую свет из активных ядер галактик затмевает суммарное излучение всех звезд в этой галактике.

Галактика с активным ядром
Галактика ESO 428-G14 с активным ядромИсточник: Monthly Notices of the Royal Astronomical Society

Однако «Джеймс Уэбб» имеет достаточно хорошее разрешение, а также наблюдает мир в ближнем и среднем инфракрасном диапазоне, который позволяет заглянуть через некоторые пылевые завесы. Этим и занялись участники научного проекта Galactic Activity, Torus and Outflow Survey (GATOS), занимающегося изучением активных центров галактик.

Рассматривая ESO 428-G14, они хотели понять механизм передачи энергии от активного ядра галактики ее более далеким окрестностям. Предполагалось, что это происходит непосредственно от области поглощения материала, которая разогревается до температуры в 10 миллионов градусов Цельсия.

Однако астрономы увидели у ядра характерные структуры из пыли, которые ориентированы по направлению выбросов релятивистских струй над полюсами активной черной дыры. Эти струи, особенно ярко излучающие в радиодиапазоне, создают в пыли полосы плотности или ударные волны, воздействуя на распределение материи даже вдали от черной дыры и над ее полюсами.

Это открытие позволит лучше понимать процессы, происходящие в окрестностях черных дыр, а также способы, которыми эти гиганты влияют на структуру галактик и звездообразование в них.