Джейлбрейк мёртв. Почему так произошло?
Если вы были рисковым парнем и пользовались айфонами первых поколений, то скорее всего, пробовали взламывать свои iPhone 2G, 3G или 3GS. Возможно, что вы баловались этим и позднее, суть не в этом. Главное, что ушла эпоха, когда покупка айфона превращалась в занимательный процесс: было не только сложно и дорого раздобыть это диковинное устройство, но ещё и проблематично получить дополнительные функции.
Всё это превращалось в увлекательный процесс. О том, как умирал джейлбрейк, как он вообще появился, рассказали в интересной статье. Предлагаю вам перевод на русском языке, ну, а оригинал лежит тут, на сайте Motherboard.
Псс, парень, как насчёт взлома?
В комнате с занавешенными шторами передо мной сидит лучший в своём деле — это Лука Тодеско, 19-летний парень, взломавший iPhone. Я даю ему мой новый iPhone 7 спрашивая, как насчёт джейлбрейка?
Джейлбрейк — это взлом защищённой системы iOS, он позволяет настраивать телефон, как этого хочет пользователь, обходя ограничения Apple. В декабре 2016 года, когда я встретился с Тодеско, не существовало способа взлома актуальной на тот момент версии iOS 10.2.
Впервые мир узнал о джейлбрейке в 2007 году, им воспользовались миллионы людей, тогда даже существовал специальный сайт jailbreakme.com. Посетив его, вы могли бесплатно взломать свой телефон без лишних действий. На сегодняшний день взлом айфона реален, но сделать это намного сложнее. Добро пожаловать в дом родителей Тодеско, где и проживает хакер.
Он забирает мой телефон, кладёт его на стол, где уже лежат два десятка iPhone и iPod. Парень подключает iPhone к компьютеру, вводит несколько команд на Mac«е, после чего нажимает Enter. Всё, готово, экран на моём iPhone гаснет, затем выключается, а на дисплее появляются слова: «Doing it… Patching… Jailbroken». Вуаля! Вот и пробрались мы в сад с яблоками, айфон взломан.
Верните мне мой 2007
Если бы мы были в конце 2000-х годов, Тодеско бы поделился секретом взлома в интернете. Тогда бы все желающие смогли взломать свои айфоны и установить приложения, которые не получили одобрения Apple, либо основательно поменять оформление меню, что также запрещено Apple.
10 лет назад разные команды занимались взломом телефонов: iPhone Dev Team, Chronic Dev, evad3rs. Они вскрывали iOS и предлагали всем желающим покопаться внутри айфонов. Джей Фримен, талантливый инженер, создал Cydia — своего рода альтернативный App Store, где крутились миллионы долларов, это был ещё и прибыльный бизнес. С одной стороны, люди зарабатывали на своих разработках, с другой — пользователи радовались свободе и творили с айфоном, что хотели.
Со временем дела изменились. Основатели культа джейлбрейка разбежались, они нашли себе отличную работу в компаниях по IT-безопасности, устроились на работу в Apple, кто-то по-прежнему сохранил независимость и занимается отловом дыр в iOS за крупное вознаграждение. У пользователей тоже утихла страсть. Люди получили желанные «плюшки» в iOS, которые добавила сама Apple, скопировав часть идей у джейлбрейкеров.
Когда осенью 2016 года вышел iPhone 7, Тодеско нашёл способ, как взломать iOS, покопавшись в телефоне. Он продемонстрировал это в ролике на YouTube, а заодно объяснил, что для такого быстрого взлома ему помогли предыдущие наработки в старых версиях iOS.
Защита iOS — проблема для хакера
Сделать это было непросто — iOS одна из самых (если не самая) защищённых систем в мире. Вообще сложно понять, как она работает, Apple всегда гордилась безопасностью iOS. Тем не менее, и iPhone можно взломать. Apple регулярно выпускает «заплатки», закрывающие бреши в безопасности системы: одни не очень страшные, другие уязвимости приводили к появлению вирусного софта для iOS, а третьи вообще позволяли спецслужбам следить за людьми.
В любом случае, взломать iOS под силу лишь отличным специалистам либо командам подготовленных хакеров. Тодеско сделал это в одиночку, он не планировал делиться секретом с обществом. Его идея стоит дорого — за найденные уязвимости он мог бы заработать до $1 млн.
Первые айфоны мало что умели, джелбрейк превращал их в навороченные игрушки. На iOS 1.0 даже игр не было, тогда как все рубились в Змейку. Да что там говорить, даже звуковых профилей в первом айфоне не было. По сути — это было карманное устройство для доступа к интернету, которое заодно научили звонить.
Зачем делать это бесплатно?
10 лет спустя мир взлома вымер, теперь уже появилась целая индустрия, которая занимается безопасностью iOS, она оценивается в миллионы долларов. Джейлбрейка больше нет.
В 2007 году на YouTube вышел ролик, где паренёк с ником geohot показал первый в мире разлоченный iPhone. Это был Джордж Хоц, который потратил 500 часов на изучение особенностей телефона и поиск его слабых сторон. Он при помощи отвёртки и медиатора вскрыл айфон, нашёл чип, отвечающий за блокировку частот, благодаря которому айфон работал только в сетях оператора AT&T. Он припаял к нему провод, пустил ток под высоким напряжением — так и скремблировал код, убрал блокировку. Он стал пользоваться айфоном, оставаясь абонентом T-Mobile.
Потом он написал программу, которая научила айфон работать с сим-картами разных операторов. После этого он заснял процесс на видео и стал известной личностью. За разблокированный айфон он получил спорткар Nissan Z350 и 3 новых телефона, а на фоне новости о том, что айфон теперь работает с разными сетями, цена акций Apple полезла вверх.
Тогда и образовалась команда хакеров, известная как iPhone Dev Team, она не имела вообще никакого отношения к Apple, не смотря на такое название. Тогда, в 2007 году, один из членов команды Дэвид Ванг учился в колледже. Ему было интересно копаться в айфоне, но устройство было слишком дорогим для студента, тогда он решил попробовать с iPod Touch, который тоже работал под iOS.
Ванг был автором 74-ступенчатой методики, позволяющей взломать iPhone через Safai. Нужно было посетить сайт JailbreakMe.com, после чего пользователь получал свободу действий. Это было весело: ребята ходили по магазинам Apple Store, где прямо в зале взламывали подключенные к интернету телефоны.
Ответные меры Apple
Позднее, 24 сентября Apple выступила с официальным заявлением. Его суть была такой: джейлбрейк вредит iOS, могут быть проблемы с работой софта в будущем.
Это была опасная игра: уязвимости в системе можно было превратить и в более опасное оружие. В прошлом году китайские хакеры украли сотни или даже тысячи паролей из джейлбрейкнутых айфонов.
Но для первых хакеров это было всего лишь развлечением, ребята не причиняли никому вреда, ну разве что наведывались в Apple Store, взламывая тамошнюю технику. Но в принципе идея была простой — получить больше функций для настройки системы под себя. Так и началась игра в кошки-мышки между Apple и хакерами: она заделывала бреши в безопасности системы, пока любители искали новые способы для взлома.
Не могу сказать, кто мы: кот или мышь. Люди пытаются пробиться в нашу систему, а наша задача — остановить их.
Стив Джобс
Тем временем росло сообщество хакеров, люди придумывали, как запускать сторонние приложения на iOS, писали для неё игры, меняли оформление интерфейса. Это вам не Android, где можно было менять обои, шрифты или анимацию. В феврале 2008 года появился магазин приложений Cydia, он умел куда больше, чем App Store от Apple. Пользователи скачивали игры, приложения, получили так называемые «твики» — примочки, добавляющие больше функций: можно поставить блокировщик рекламы или следить за расходованием трафика.
Apple всё это не нравилось, в 2009 году она объявила джейлбрейк вне закона. К 2011 году Cydia каждую неделю посещали 4.5 млн пользователей, платформа зарабатывала по $250 000 в год. Для разработчиков взносы играли важную роль — они жили на эти средства.
Тем временем Apple начала закручивать гайки, всеми силами мешая работать хакерам. Вдобавок оказалось, что один из участников iPhone Dev Team был двойным агентом — он был штатным сотрудником Apple. Его звали Бен Байер, его коллеги и не догадывались о том, что он работал в Apple. Он умер в начале 2016 года, ему было 36 лет.
Нет хакеров — нет и джейла
Постепенно то, что создала iPhone Dev Team, стало частью истории. Это произошло потому, что защита iPhone улучшилась, телефон стало сложнее взломать. Другая причина в том, что сообразительные хакеры перешли на работу в Apple или частные компании в области безопасности.
Спустя десять лет наследие первых хакеров по-прежнему живёт. Хакеры доказали, что людям нужен магазин приложений, что это позволит создавать удивительные вещи. Он показали, что iPhone годится на большее, это не просто устройство для звонков, сёрфинга в интернете и улучшения продуктивности труда.
Поэтому iPhone Dev Team заслуживает благодарности за то, что Apple в 2008 году предоставила разработчикам доступ к iOS. Хотя сами ребята говорят, что не стоит переоценивать их роль, ведь никто не знает, что именно планировала Apple, возможно, это просто совпадение. Тем не менее, сейчас на примере iOS видно, что лучшие идеи, заложенные в джейлбрейк, стали частью системы. Уже нет смысла ломать айфон ради этого.
Можно ли сейчас взломать iOS? Последняя подходящая для этого версия iOS 9.3.3 датирована 18 июля 2016 года, ей почти год. Apple сделала всё для того, чтобы взлом айфона стал слишком трудной задачей. Нужно искать уязвимости в системе, а такой кропотливый труд уже невыгодно выкладывать для всеобщего доступа в интернете или продавать за тысячи долларов, ведь он стоит намного больше.
В январе 2017 года Тодеско заявил, что прекращает заниматься джейлбрейком. Он устал от обстановки, когда люди постоянно пишут и требуют помочь им с джейлом устройств, некоторые выражения уже вообще превратились в мемы вроде «wen eta jailbreak».
В сообществе разработчиков он считался самым сильным, но он покончил с этим занятием. Фриман, создатель Cydia, тоже завязал. Раньше, когда выходили джейлбрейки, то приёмы работали месяцами, а теперь уязвимости моментально закрывают. Фриман считает, что смысла в джейлбрейке больше нет: это опасно, можно самому подхватить вирус или стать жертвой взлома, не стоит оно того. Когда-то джейлбрейк дарил крутые фишки, а теперь вы просто слегка улучшаете устройство.
Высокий парень с длинной бородой — это и есть Джей Фриман
Так и получилась мёртвая петля: чем меньше тех, кто интересуется джейлбрейком, тем меньше интересных вещей придумывают разработчики, а значит, пропадает смысл во всём этом. Так и умирает потихоньку джейлрбрейк. Вот и всё, конец.
Источник