Двуязычие благотворно влияет на когнитивные навыки ребенка: ученые

В рамках нового исследования команда ученых изучила 112 детей в возрасте от 7 до 12 лет, включая как типично развивающихся детей, так и детей с аутизмом. Они обнаружили, что знание двух и более языков способствует развитию исполнительных функций — способности контролировать импульсы и легко переключаться между различными задачами. Эти навыки особенно важны для детей с РАС, поскольку они часто сталкиваются с трудностями в планировании, запоминании инструкций и адаптации к новым ситуациям.
Как отметила ведущий автор работы Селия Ромеро, результаты показывают, что двуязычие связано с улучшением исполнительных функций, что, в свою очередь, способствует снижению выраженности симптомов аутизма. Эти выводы являются важным шагом в понимании роли многоязычия в развитии детей с особенностями.
Одним из ключевых проявлений аутизма являются сложности в социальном взаимодействии, включая затрудненное восприятие точки зрения другого человека. Исследование показало, что у двуязычных детей выше способность к пониманию мыслей и намерений окружающих, что может способствовать лучшему социальному взаимодействию.
Для объяснения полученных результатов ученые обратились к концепции «совместной активации» в нейробиологии. Согласно этой гипотезе, у билингвов оба языка постоянно активны в мозге и конкурируют между собой. Это приводит к тому, что их когнитивный контроль развивается интенсивнее, поскольку мозг регулярно тренируется в подавлении одного языка при использовании другого. Такой механизм, известный как «преимущество билингвов», давно является предметом дискуссий среди специалистов, но данное исследование добавляет новые аргументы в его пользу.

Сама идея изучения влияния двуязычия на аутизм возникла у Ромеро во время работы в лаборатории нейробиологии под руководством профессора Лусины Уддин. Она заметила, что многие билингвальные семьи избегают общения с детьми на родном языке, считая, что им будет сложно освоить два языка. Однако данная работа доказывает, что знание нескольких языков не только не вредит, но и приносит пользу детям с аутизмом.
По словам профессора Майкла Алессандри, полученные данные могут значительно облегчить жизнь семей, воспитывающих детей с РАС. Теперь они могут с уверенностью использовать оба языка в общении с ребенком, не опасаясь негативных последствий.
Ученые планируют продолжить изучение этой темы. В настоящее время Ромеро и Перри работают с детьми дошкольного возраста, чтобы выяснить, влияет ли билингвизм на их взаимодействие со сверстниками. В свою очередь, профессор Уддин в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе проводит масштабное исследование, направленное на изучение влияния многоязычия на мозговую и когнитивную деятельность детей с аутизмом. Эти работы помогут глубже понять механизмы развития речи и социальных навыков у детей с особенностями и дадут новые рекомендации для родителей и педагогов.
Ранее ученые разработали уникальную видеоигру, позволяющую за одну минуту определить, есть ли у ребенка аутизм.