Эксперты "Лаборатории Касперского" разгадали загадку троянца Duqu
Некоторое время назад «Лаборатория Касперского» обратилась к сообществу программистов за помощью в решении одной из наиболее сложных задач, связанных с исследовании троянца Duqu: определении неизвестного фрагмента кода, расположенного внутри его библиотеки с основным кодом (Payload DLL). Обозначенный антивирусными экспертами как Фреймворк Duqu, данный фрагмент является частью Payload DLL и отвечает за взаимодействие с командным сервером (C&C) после заражения компьютера-жертвы.
Лаборатория Касперского
Проанализировав большое количество сообщений, полученных от программистов со всего мира, эксперты «Лаборатории Касперского» пришли к выводу, что фреймворк Duqu состоит из исходного кода, написанного на языке C, скомпилированного и оптимизированного с помощью Microsoft Visual Studio 2008. Кроме того, при разработке использовалось объектно-ориентированная надстройка С (ОО С). Подобный стиль программирования присущ серьезным «гражданским» программным проектам и не встречается в современном вредоносном ПО.
Точный ответ на вопрос, почему для фреймворка Duqu использовали OO C, а не С++ пока не найден. Однако, по мнению экспертов «Лаборатории Касперского» наиболее вероятными причинами могут являться следующие:
Больший контроль над кодом. Когда появился язык С++, многие программисты «старой школы» отказались от его использования из-за неявного управления памятью и сложных конструкций, вызывавших неявное исполнение кода. ОО С обеспечивает наличие более стабильного фреймворка с меньшей вероятностью непредсказуемого поведения.
Высокая совместимость. Многие годы не существовало общего для всех компиляторов стандарта С++, из-за чего могли возникать проблемы совместимости с компиляторами различных производителей. Использование языка С позволяет писать код под любую существующую платформу и не имеет ограничений С++.
По словам Игоря Суменкова, антивирусного эксперта «Лаборатории Касперского», проведенное исследование дает все основания полагать, что код был написан командой опытных разработчиков «старой школы». Их целью было создание легко модифицируемой и портируемой платформы для проведения кибератак. Этот код мог быть использован ранее, а затем модифицирован и применен в троянец Duqu. Подобная методика обычно используется высококлассными профессиональными разработчиками и почти никогда не встречается в обычных вредоносных программах.
© Ferra.ru