Друзья-отличники способны улучшать успеваемость своих знакомых
Исследователи Высшей школы экономики София Докука, Диляра Валеева и Мария Юдкевич проанализировали влияние социальных связей на успеваемость студентов. Для этого учёные оценили, насколько зависит успеваемость при выборе учащимися друзей и помощников по учёбе среди однокурсников и как друзья и помощники по учёбе влияют на академические достижения друг друга во время обучения.
«Используя данные о динамике сетей дружбы, помощи и академической успеваемости, мы фиксируем принципиальные различия в функционале этих связей. Так, мы показали, что обращение за помощью по учёбе не приводит к росту успеваемости. А вот дружба с теми, кто хорошо учится — приводит», — отметила научный сотрудник Института образования ВШЭ София Докука.
С помощью метода стохастического акторно-ориентированного моделирования, способного учитывать динамику и все нюансы поведения и связей участников социальных групп, исследователи оценили эффективность социальных сетях дружеских связей студентов одного из российских университетов. Анализировались данные 117 студентов первого курса факультета экономики в 2013—2014 годах.
Авторы работа пришли к выводу, что друзей студенты выбирают без учёта успеваемости, но затем успеваемость людей, общающихся с отличниками, становится примерно равно. Как отмечают исследователи, дружба со студентом, обладающим высокими способностями и получающим высокие оценки, может иметь положительный эффект для друзей этого студента, но дружба со студентом с невысокими способностями способна снижать успеваемость его друзей.
Удалось выяснить, что помощники по учёбе, к которым студенты обращаются за помощью, не имеют эффекта и не влияют на академическую успеваемость студентов.