Дрозофилам продлили жизнь с помощью кольцевой РНК

Ученые из Института биологии жизни Общества Макса Планка обнаружили специфическую молекулу РНК, способную влиять на продолжительности жизни мух-дрозофил.
Дрозофилам продлили жизнь с помощью кольцевой РНК
Frank Vinken, 2020

Молекулы РНК бывают разных типов, и в отличие от обычных, линейных РНК, кольцевые РНК (circRNA), концы которых замкнуты друг на друга, до сих пор недостаточно изучены. Известно, что концентрация этих, более стабильных и устойчивых молекул особенно высока в головном мозге, где они накапливаются с возрастом, однако конкретные их функции все еще остаются загадкой для ученых.

Немецким ученым удалось отчасти заполнить этот пробел, выяснив, что один из типов кольцевой РНК у мух-дрозофил связан с процессом старения. Они начали с детального изучения метода продления жизни этих насекомых с помощью блокировки инсулинового пути, регулирующего процессы старения, обмена веществ, репродукции и роста. То, что этот метод работает, известно уже достаточно давно — при нехватке инсулина дрозофилы действительно живут дольше — однако то, как именно этот метод работает, пока остается также не вполне понятным.

Авторам исследования удалось обнаружить специфическую кольцевую РНК, получившую название бессульфатной (circSfl), которая ведет себя особым образом. У мух, у которых был заблокирован инсулиновый путь, эта молекула встречалась в значительно больших количествах. Однако когда ученые с помощью генетических манипуляций просто повысили концентрацию бессульфатной кольцевой РНК, то у дрозофил также увеличилась продолжительность жизни, из чего был сделан вывод, что эта РНК не только зависит о инсулина — она сама по себе способна продлевать жизнь.

У бессульфатной кольцевой РНК обнаружилась и еще одна особенность — в отличие от других кольцевых РНК она производит протеин — так же, как линейные молекулы. Правда ученым пока не удалось выяснить его функции. «Этот circSfl-протеин похож, но не идентичен Sfl-протеину, который вырабатывает классическая линейная бессульфатная РНК. Но мы не знаем точно, как он влияет на процесс старения, возможно, что он как-то взаимодействует с другими протеинами, так же, как обычный Sfl-протеин», — говорит одна из участников исследовательской группы Карина Вайгельт.

Авторы исследования не намерены останавливаться на достигнутом и планируют продолжить поиск кольцевых РНК у других животных, а именно у млекопитающих. Они вполне уверены, что таким образом можно обнаружить механизм влияния на процесс старения у людей.