Дроны-спасатели в Сербии: беспилотники, способные предотвращать катастрофы
Беспилотники активно применяются специальными службами во многих странах мира. Они становятся отличными помощниками спасателей при поисках пропавших без вести, наводнениях, паводках или лесных пожарах. Особенность дронов в том, что они могут применяться как в тандеме с пилотируемой авиацией, так и самостоятельно, полностью исключая присутствие человека.
Не стали исключением и сотрудники ЦУКЦ (центр управления в кризисных ситуациях) Российско-Сербского Гуманитарного Центра. Вот уже несколько лет они совместно со спасателями Сербии применяют беспилотные технологии для поиска и предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также их последствий.
Мы пообщались с заместителем директора Российско-Сербского Гуманитарного Центра Алексеем Бартошем, чтобы узнать больше о применении беспилотников в этой области.
Расскажите, как давно используются дроны в ЦУКС при русско-сербском гуманитарном центре?
Центр стал активно использовать дроны для работы в 2021 году, так как возросли потребности точного прогнозирования и увеличения скорости реагирования на чрезвычайные ситуации.
Выбор пал на стандартную модель DJI Mavic Air, что облегчило обучение и получение первых навыков в работе с дроном.
Какое основное направление применения БПЛА? Предотвращение и прогнозирование ЧС, поисково-спасательные операции?
Для нас главное — оперативно оценить масштаб в случае ЧС с помощью визуального осмотра. Это необходимо для планирования сил и средств спасателей Сектора по ЧС МВД Сербии (МЧС) при участии нашей оперативной группы.
Потом мы решили это направление расширить и начали применять беспилотники в других мероприятиях. Например, при оценке последствий лесных пожаров в горной и труднодоступной местности. Использование дрона существенно облегчает визуализацию границ пожара, размеры ущерба и скорость обработки данных.
На этом снимке можно увидеть последствия большого лесного пожара в труднодоступной местности. В рамках тестовой задачи мы создали карту этого участка на текущий момент с получением «свежей» картинки, данных по площади и перепадам высот.
Для этого выехали на точку, максимально приближенную к нужному участку (удаление от точки «первого кадра» — 940 метров), открыли ноутбук, построили карту маршрута и отправили дрон на работу. Конечно, первый раз было немного страшно отправлять его так далеко. Но учитывая погодные условия, хороший сигнал приема, все же надеялись, что не потеряем и, если будет нужно, — найдем.
Съемка заданного участка (40 гектар) заняла чуть менее 40 минут. Потом материал был загружен в облако для дальнейших расчетов, непосредственно с точки присутствия. Результаты видны на фотографиях.
В итоге, благодаря съемке с дрона, было сокращено время работы команды пожарных инспекторов и геодезистов. Поэтому после тестового полета, как вы понимаете, наш выбор остановился на DJI. Мы, конечно, учитывали небольшую автономность полета DJI Mavic Air, но скорость и качество камеры нас устроили.
На снимке можно увидеть перепад высот. Учитывая его, можно легче планировать дальнейшие мероприятия.
Другой случай оказался более приближенным к «боевой» ситуации, когда требовались и скорость, и точность расчетов. Чтобы не допустить ЧС при наводнениях в населенных пунктах, потребовалось выполнить ряд задач: просчитать последствия возможного подтопления местности в районе слияния двух рек при продолжительных осадках, учитывая предыдущий опыт.
С помощью DJI Mavic Air с высоты 270 метров была произведена топографическая съемка этого участка местности. Данные отправились в «облако» международной организации гражданской обороны (МОГО), где специалисты произвели расчеты вариантов повышения уровня воды в реке с последующим прогнозированием подтопления населенного пункта и объектов инфраструктуры.
Что касается ортофотопланов, я бы сказал, что это мой любимый вид работы с дроном. На фотографии ниже был снят участок горного села. В рамках обучения была поставлена задача просчитать возможные варианты движения селевых потоков в случае возникновения ЧС. В некоторых случаях нам важно быстро понять, как именно пойдет сель или вода с реки, если начнется наводнение, на что нужно обратить внимание. И если есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, сотрудникам оперативной группы ЦУКС нужно выдвинуться на точку, произвести съемку местности, построить ортофотоплан и отправить его в «облако» спасателям.
С какими трудностями или особенностями применения дронов вы сталкивались?
В любой стране есть определенные запреты на уровне государства для использования дронов. У нас необходимо получить разрешение на взлет, дрон должен быть сертифицирован. Также необходимо учитывать полетные зоны и высоты.
Немаловажный факт — особенности местного рельефа. Мы живем в окружении горного массива, и часто приходится выезжать на тренировки в горы. Здесь приходится визуально контролировать каждый полет, не особо надеясь на систему датчиков. Часто бывает, что сигнал перекрывается горой и пропадает связь с дроном. Вам, наверняка, знакомо это щемящее чувство, когда ожидаешь или возврата дрона в режиме RTH (return to home), или примерный азимут, по которому сейчас полезешь через горы и заросли в поисках.
Однако сразу хочу сказать, что пока таких ситуаций не было. Надо отдать должное Mavic — он всегда возвращается домой.
Планируете ли расширять свой беспилотный авиапарк?
Да, планируем расширить свой авиапарк покупкой двух DJI Mavic Enterprise Advanced с полным комплектом: тепловизионной камерой FLIR, громкоговорителем и фонарем.
Нам очень важно время автономности для дрона. На большие дроны пока не замахивались, оттачиваем мастерство на средних моделях. Планируем организовать обучение оперативной группы для поиска пострадавших в горах, на больших открытых пространствах, провести тренировки с дронами с целью получения информации в едином центре (ЦУКС) при широкомасштабных ЧС. Слава Богу, в большинстве случаев у нас это только тренировки.
Также у нас есть идея этим летом провести тестовые испытания по разминированию «грязной» территории при помощи дрона и тепловизионной камеры. Эта технология позволяет построить карту «грязного» участка с координатной сеткой и сделать первоначальный «слепок» теплового следа от мин. Иными словами, в теплое время года с беспилотника при помощи термальной камеры можно разглядеть точное местоположение мин, которые нагреваются от солнечных лучей и оставляют термальный след, и впоследствии обезвредить.
Интервью подготовлено редакцией компании беспилотных решений DJI в России и странах СНГ Skymec специально для «Популярной Механики»
Автор: Андрей Савельев