Древний организм выполз на сушу более 400 млн лет назад (фото)

Микроб под названием Langiella scourfieldii относится к цианобактериям, которые жили и процветали среди первых растений, растущих на суше, а также в водоемах с пресной водой и горячих источниках.

Langiella scourfieldii была впервые обнаружена в 1959 году, но экземпляры было трудно различить. С тех пор были найдены дополнительные экземпляры, что позволило исследователям более тщательно изучить их.

В новом исследовании, опубликованном в журнале iScience,  ученые использовали микроскопию сверхвысокого разрешения и 3D-реконструкцию новых образцов Langiella scourfieldii, чтобы выяснить, как она росла.

Изображения Langiella scourfieldii, полученные при световой микроскопии (слева) и конфокальной микроскопии (справа).
Изображения Langiella scourfieldii, полученные при световой микроскопии (слева) и конфокальной микроскопии (справа).Источник: Strullu-Derien et al., iScience, 2023

Ученые обнаружили доказательства структурной особенности, известной как истинное ветвление, при изучении бактерий. Они заметили, что бактерии, которые первоначально располагались в одной линии, иногда удваивались, что приводило к разветвлению и образованию других линий. Это наблюдение указывает на то, что эти бактерии населяли влажную землю, окружающую горячие источники. То есть это самые ранние цианобактерии такого типа, обнаруженные на суше.

Открытие было сделано в осколках породы, представляющих самую раннюю из до сих пор сохранившихся наземных экосистем — райниевые черты в Шотландии. В ископаемых отложениях возрастом 407 миллионов лет было идентифицировано разнообразие жизненных форм, но роль цианобактерий оставалась неясной.

Конфокальные изображения Langiella scourfieldii , окрашенные в искусственный цвет, чтобы показать глубину.
Конфокальные изображения Langiella scourfieldii, окрашенные в искусственный цвет, чтобы показать глубину.Источник: Strullu-Derien et al., iScience, 2023

Цианобактерии существовали на раннем этапе колонизации земли растениями и, возможно, конкурировали с ними за ресурсы. Они продолжали процветать как в горячих источниках, так и в водных угодьях, несмотря на появление высших растений и сложность экосистем. Аналогично они существуют и сегодня в относительно сухопутных средах.

Эти бактерии, также известные как синезеленые водоросли (хотя они на самом деле не являются водорослями) — удивительные организмы. Они имеют огромное значение для жизни, такой, какой мы ее знаем сегодня, и сыграли ключевую роль в превращении Земли в гостеприимную среду. Около 2,4 миллиарда лет назад цианобактерии начали активно размножаться в водных средах Земли и привнесли в атмосферу большое количество кислорода.

Цианобактерии ответственны за подобное цветение почти каждый год в Балтийском море и других местах по всему миру.
Цианобактерии ответственны за подобное цветение почти каждый год в Балтийском море и других местах по всему миру. Источник: NASA Earth Observatory

Считается, что цианобактерии первоначально появились в пресноводной среде и сравнительно легко и рано смогли освоить жизнь на суше. Но как именно они смогли достичь этого, все еще остается загадкой. Новые результаты исследований являются важным элементом этой головоломки.

Между тем индийско-японская группа ученых обнаружила океанскую воду возрастом 600 миллионов лет. Речь идет о каплях воды,  «законсервированных» внутри минералов. Их достали из скал в Гималаях.

Посмотрите, как выглядят различные микроорганизмы вблизи:

20фотографий

Для чего в XX веке использовали черные лампы