Древние взрывы белых карликов озадачили ученых

Белые карлики, как считается, следуют особому правилу — превышая определенную верхнюю границу массы, они взрываются в качестве сверхновых. Однако в новом исследовании ученые обнаружили, что в прошлом белые карлики, вероятно, взрывались при меньших массах, чем сегодня. С чем это связано, пока неизвестно.
small-logo4.svg
Редакция ПМ
6 августа 2019 11:24

Остаток G299 - сверхновой типа Ia. Сверхновые данного типа вспыхивают в результате взрыва белого карликаNASA/CXC/U.Texas Остаток G299 — сверхновой типа Ia. Сверхновые данного типа вспыхивают в результате взрыва белого карлика

Белый карлик — это одна из последних стадий жизненного цикла звезд, таких как наше Солнце. После того как у звезды заканчивается «топливо», она выбрасывает в космос свои внешние слои — и на ее месте остается небольшое тусклое ядро: белый карлик. В некоторых случаях этот остаток в будущем взрывается, и считается, что имеется конкретный предел массы, преодолевая который белый карлик должен взорваться. В 1930 году индийский астрофизик Субраманьян Чандрасекар определил эту границу в 1,4 солнечной массы (в зависимости от состава белого карлика предел варьируется от 1,38 до 1,44 солнечной массы).

В новом исследовании ученые из Калифорнийского технологического института обнаружили, однако, что древние белые карлики, по‑видимому, зачастую взрывались при меньших массах. Исследователи, используя обсерваторию Кека на Гавайях, изучили древние галактики — те, что, по всей видимости, перестали производить новые звезды примерно через миллиард лет после Большого взрыва. И в этих галактиках специалисты нашли гораздо меньше никеля, чем обычно.

При взрыве белых карликов происходит выброс тяжелых элементов, таких как никель и железо; этими элементами в итоге обогащаются будущие звезды. Низкое содержание же никеля позволяет предполагать, что белые карлики, предшествовавшие появлению новых звезд, взорвались при меньших массах — примерно таких, как у Солнца, то есть несколько ниже предела Чандрасекара.

С чем связано то, что ранее белые карлики, вероятно, взрывались при меньших массах, ученые пока не знают. Это, однако, было бы важно определить — так как взрывы этих звезд имеют существенное значение для нашего понимания Вселенной.

Следующим шагом, согласно исследователям, будет изучение концентраций других элементов, таких как марганец, для подтверждения текущих результатов.

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале The Astrophysical Journal; кратко о результатах сообщается в пресс-релизе на сайте Калифорнийского технологического института.

Ещё больше по темам