Домашний помощник Google Home: зачем он нужен и как с ним жить

Редактор vc.ru провёл две недели с Google Home и рассказал, что думает о самом домашнем помощнике, его недостатках и голосовых сервисах в целом.

Кому и зачем нужен Google Home

Google представила домашнего помощника Google Home в мае 2016 года на конференции разработчиков Google I/O в Калифорнии. Это колонка со встроенным голосовым помощником Google Assistant, которая связывается со смартфоном на базе Android и iOS и работает с его помощью.

В первую очередь Home появилась на американском рынке, что создаёт неудобства для жителей других стран, где устройство ещё не продаётся: например, для настройки колонки нужно перевести телефон на английский язык. Именно он пока остаётся единственным языком управления устройства.

Сама Google позиционирует Home как универсальное устройство, которое помогает с помощью голоса получать ответы на интересующие пользователя вопросы, а также управлять другими домашними устройствами — например, включать и выключать свет или проигрывать видео на телевизоре с подключенным Chromecast или Android TV.

На рынке у Home есть несколько конкурентов, наиболее близкие из них — колонки Echo Dot, Amazon Echo и Amazon Tap со встроенным голосовым помощником Alexa от Amazon. Встроенный в Home помощник Google Assistant можно сравнить с Siri от Apple, который пока что существует только как часть систем iOS и macOS.

Продажи Google Home, которая стоит $129, начались в ноябре 2016 года и, по мнению аналитиков Strategy Analytics, к середине 2017 года компания продаст первый миллион устройств. Для сравнения, первая версия Echo появилась в продаже гораздо раньше: в ноябре 2014 года доступ к ней получили пользователи Amazon Prime, а в июне 2015 компания стала продавать её всем жителям США. По оценке Morgan Stanley, за период с середины 2015 года по 1 декабря 2016 года было продано 11 миллионов устройств Echo.

f52ab5444e9118.jpg

Жизнь с Google Home

Использование Google Home начинается почти сразу после распаковки: даже с учётом возни с языком настройка через приложение занимает пару минут. Впрочем, тут есть загвоздка: судя по всему, Google рассчитывает, что однажды установленная колонка будет стоять в одном помещении почти всегда, так что при переезде или подключении к новой сети Wi-Fi устройство придётся настраивать заново.

Немногим дольше приходится преодолевать себя, чтобы начать общаться с помощником голосом. С этим помогает удивительно приятный и человечный голос Home: уже на следующий день начинаешь говоришь с ней исключительно в женском роде и разговаривать с колонкой как с живым (хоть и немного задумчивым) собеседником — настолько сильный образ складывается на основе одного лишь звучания. Это резко отличает систему Assistant от предыдущего помощника Google под названием Now, который по запросу голосом мог разве что открыть страницу поисковика с нужным запросом.

Удобство Home несложно оценить в бытовых условиях — например, я установил её на кухню, где её использование очевиднее всего (руки-то заняты), и тем самым быстро научился говорить с колонкой. Достаточно пару раз «поговорить» с помощником в процессе мытья посуды или готовки, чтобы общение стало естественным и привычным. При этом за счёт динамика и микрофона колонки помощник Assistant на Home оказывается отзывчивей, чем на лежащем рядом Nexus.

66926aa2dabdab.jpg
Под нижней крышкой колонки, которая держится на магнитах, спрятан динамик. К слову, для Home доступны крышки разных цветов

Google Home удобно использовать и как источник осмысленного «белого шума» для отвлечения от дел: например, можно провести несколько часов, испытывая возможности колонки, задавая ей вопросы и просто пытаясь подобрать подходящую музыку через Play Music. Несмотря на большую библиотеку стримингового сервиса, Home (видимо, из-за незнания русского языка) плохо понимает поиск по русскоязычным артистам. При этом сервис не стесняется включать их по подходящим запросам — например, моя знакомая, оставленная наедине с Home, попросила колонку включить «sad songs» и в итоге слушала Земфиру.

Ещё одним полезным применением Google Home оказался утренний «брифинг»: колонка может рассказать о погоде, последних новостях и расписании на день. Для полноценной работы этой функции пришлось перевести все записи в календаре на английский язык — события на русском помощник обозначает грустной паузой.

Также можно узнать время варки яиц «всмятку» и поставить таймер — главное, не забывать начинать каждый запрос с фразы «OK, Google»: колонка не прислушивается к пользователю после того, как озвучила ответ. При этом она понимает дополняющие вопросы: например, можно узнать о погоде в Москве на сегодня и после этого спросить «А завтра?» — и она даст ответ.

b2c1ee0aae80e7.jpg
Удобный способ крепления шнура питания. На задней панели есть единственная кнопка — она используется для отключения микрофона и сброса настроек

Если вопрос подразумевает более развернутый ответ (например, вы искали рецепт или статью), то Home пришлет ссылку на соответствующую страницу в приложение на смартфоне. Такое общение, конечно, не может создать полноценную иллюзию разговора с живым человеком, но очень к ней приближает — за счёт того, что запросы распознаются на естественном языке, постепенно пропадает необходимость соблюдать какие-то негласные правила, чтобы помощник правильно понял вопрос.

Основная проблема Home не столько в недоступности части функций в России, а, скорее, в привязанности только к одному телефону. Это немного странно, ведь домашний помощник должен помогать всей семье, однако фактически узнать свои планы на день может только один из жителей квартиры. Кроме того, именно он будет получать все ссылки на свой смартфон, вне зависимости от того, кто задавал вопрос.

Owen ⚡️ @ow

Whoa, Google Home just got multi user support! https://t.co/lZy3JWd1Fy

Mon Apr 10 06:37:41 +0000 2017
10 апреля пользователи нашли в приложении Home упоминание поддержки нескольких аккаунтов, однако анонс быстро пропал

Кроме того, сложности с использованием Home могут возникнуть у владельцев техники Apple — это естественно, что помощник использует сервисы Google, но непривычно для пользователей других экосистем. Так что если вы пользуетесь iPhone, придётся переходить на Google Calendar и Google Keep: из первого помощник берет расписание, а во второе, например, сохраняет списки покупок, которые можно заполнить обращением к колонке.

24b845ef3f0702.jpg
Для начала общения с Home можно использовать фразы с упаковки

Сервисы для Home

При повседневном использовании Home не чувствуется какого-то острого недостатка функций: колонка исправно отвечает на вопросы и только иногда говорит «Пока что я так не умею». При этом система развивается и дополняется новыми умениями — например, в ней успела появиться функция вызова Uber (хотя фактически я ею так и не воспользовался).

5b8863d9ddb8ab.jpg
На коробке с Home указан перечень сервисов, которые точно будут работать с колонкой

Однако Home есть куда расти — например, та же Alexa обладает более чем десятью тысячами команд и умений, даже несмотря на то, что они активно привязаны к сервисам Amazon и довольно бесполезны в России.

Развитию Home в том числе помогают сторонние разработчики, постепенно добавляя новые функции: как развлекательный, так и более практичный. Например, в колонке уже есть игра «Акинатор», в которой автоматический алгоритм отгадывает реальных и вымышленных персонажей с помощью вопросов, на которые отвечает пользователь.

К «практичным» приложениям можно отнести полётного помощника App in the Air: например, через колонку можно задать вопрос из серии «Спроси App in the Air, что там с моим полётом» и устройство расскажет, например, когда откроется регистрация. Подробнее о разработке для Google Home рассказывали сами содатели App in the Air.

Стоит ли покупать Google Home

Я провёл с Home пару недель и за это время успел привыкнуть к тому, что можно просто задать вопрос в воздух и из угла комнаты вполне громко и чётко прозвучит ответ на него. Возможность задать вопрос в продолжение предыдущего помогает не формулировать каждый раз одинаковые вопросы.

Кроме того, колонка действительно избавляет от неприязни к голосовым помощникам, которые до этого казались либо заменой голосовому поиску, либо сервисом для шуток из статей типа »10 смешных ответов Siri».

Для того, чтобы советовать колонку всем знакомым, не хватает буквально нескольких вещей: например, широкого распространения устройств для дома, которыми можно управлять с помощью Home (например, «умных» лампочек и приставок типа Chromecast) и интеграции с мессенджерами и сервисами для звонков. И русского языка, конечно.

©  vc.ru