«Дневники Киллербота» Марты Уэллс: один из самых титулованных фантастических циклов современности
Впервые читатели познакомились с Киллерботом в 2017 году, когда вышла повесть Марты Уэллс «Отказ всех систем». Изначально эта повесть, опубликованная в сети, планировалась, как отдельное произведение. Но «Отказ всех систем» завоевал нешуточную популярность и собрал богатый урожай литературных премий, среди которых «большая тройка» фантастических наград: «Локус», «Хьюго» и «Небьюла». Следующие три повести не заставили себя ждать и тоже были очень тепло приняты читателями и критиками.
Следом за ними вышел первый полноценный роман про приключения Киллербота — «Сетевой эффект». Он только что увидел свет на русском языке, а незадолго до того завоевал свои «Локус» и «Небьюлу». Тем временем Марта Уэллс уже заключила с издательством Tor крупную сделку. Она планирует написать еще как минимум три книги про Киллербота.
Сегодня мы рассказываем о том, что именно принесло Киллерботу и Марте Уэллс такую популярность и любовь читателей.
Приключения в духе золотого века фантастики
Об этом пишут в большинстве статей и отзывов, посвященных циклу Марты Уэллс. «Дневники Киллербота» — весомый аргумент против того, что «раньше трава была зеленее». По темпу повествования, легкости текста, но выразительности идеи эти истории напоминают книги мэтров жанра НФ. В центре повествования разумные роботы и ученые, немного злых корпораций, много приключений. Это не твердая научная фантастика, но ощущение космического будущего создается очень живое, и его законы понятны любителям жанра интуитивно.
Классические идеи в «Дневниках Киллербота» не обыгрываются иронично и не деконструируются, а просто подаются в комплекте со свежим взглядом, новыми темами. В итоге получается и поразмыслить над тем, что хотел сказать автор, и развлечься, и ощутить прикосновение ностальгии по приключенческой научной фантастике прошлого века.
Необычный и колоритный главный герой
Цикл вряд ли завоевал бы такую популярность без самого Киллербота. Образ его довольно прост, но в то же время очень тонко и умно выбран и выписан. Это автостраж, андроид, такие выдаются Корпорацией любой экспедиции, которая отправляется на отдаленные планеты. Вот только именно Киллербот взломал свой модуль контроля, обрел независимость и… отправился запойно смотреть сериалы. Он не любит людей, не хочет с ними дружить, вот только обстоятельства снова и снова вынуждают помогать им. Даже спасать от смерти. Даже открывать им правду о себе.
Марта Уэллс нашла незаметную грань между «роботы такие же, как люди» и восстанием машин. Потому что само имя — Киллербот — это ирония персонажа над взглядами и ожиданиями людей. Он не собирается их убивать (без причины) и, в то же время, не занят глубокой рефлексией о своей природе. Разве что мрачно шутит об этом время от времени. Он — тот, кто он есть, и люди в целом не мешают ему жить, хотя и не вызывают положительных эмоций. Впрочем, отдельных представителей, возможно, со временем он сможет назвать друзьями. Но это не точно.
В то же время в образе Киллербота людям XXI века легко найти себя. Шеннон Чакраборти, автор другого популярного цикла «Трилогия Дэвабада», после чтения работ Марты Уэллс шутила в Twitter, что хочет переименоваться в Шеннон Киллерборти (в оригинале «Murdedborty» от «Murderbot»), — настолько глубокое родство она почувствовала с главным героем. Это может быть только одна черта, а может быть сразу несколько: черный юмор, эскапизм, отрицание собственных потребностей в принятии и близости из глубинного страха не получить их.
Детектив, приключение, юмор
У повестей Уэллс замечательная динамика, и полноразмерный роман ничуть им не уступает. Зачастую в основе сюжета лежит детективная интрига, которая приводит героев и к сражениям, и к смертельным опасностям и к моментам, когда начинает казаться, что спастись им не удастся. Писательница умело создает моменты напряжения, но вместе с тем отлично «разряжает» их живыми диалогами, «мирными» сценами, раскрывающими характеры героев, и, конечно, юмором.
В «Дневниках Киллербота» много забавного и трогательного, и саркастичный настрой главного героя только помогает это подчеркнуть. Повествование получается сбалансированное: в нем есть все, чтобы история не на шутку увлекала, и хотелось, читая, переворачивать страницу за страницей.
Новая эра роботов
Киллербот, кстати, будет не единственным искусственным интеллектом среди персонажей цикла. В будущем Марты Уэллс на каждом шагу можно встретить различные компьютерные системы, роботов и искусственные интеллекты, на которые люди привыкли полагаться во множестве разных сфер. Это отчасти очень помогает Киллерботу, который всегда может попытаться найти общий язык с себе подобными. Для Уэллс же это становится поводом поставить читателей перед вопросом, каким мы видим наше будущее, бесконечно развивая компьютерные мощности?
Есть среди других «неорганических» героев и весьма любопытные личности, которые украшают собой историю. Они открывают нам другие грани существования интеллектуальных машин в будущем, и их взгляд может сильно отличаться от позиции главного героя.
История про искренность и человечность
«Дневники Киллербота» — серия, от которой остается на редкость приятное «послевкусие». Жизнеутверждающее, но не приторное: всегда понятно, что мир останется полон проблем, которые не решатся «по щелчку». Но, в конце концов, если бы люди не пытались обмануть друг друга, Киллербот продолжал бы мирно смотреть сериалы в рабочее время, делая вид, что он безмозглая кукла. Но когда вскрывается один обман, начинает открываться больше и больше правды. В том числе, рано или поздно, герою придется стать более искренним с самим собой.
Конечно, возникают вопросы о человеческих достоинствах и недостатках, причем разбираются они достаточно равнодушным взглядом «со стороны». Это давно известная выгодная формула: чтобы отправиться на поиски ответа на вопрос «что значит быть человеком?», нужен по крайней мере один герой, который человеком не является. «Дневники Киллербота» в большей степени о людях, чем о роботах: об их скрытых мотивах, стремлениях и страстях.
Материал подготовлен совместно с fanzon