Дмитрий Навоша, Sports.ru: «Адекватных инвесторов под российские проекты больше нет»
Генеральный директор Sports.ru и Tribuna.com Дмитрий Навоша рассказал vc.ru о развитии своей компании на зарубежных рынках — мобильные приложения издательства входят в топ-100 по всему миру. Навоша порассуждал о рынке медиа в России и за границей, будущем спортивных проектов и особенностях зарубежной аудитории.
Какие продукты выводите на международный рынок?
На первом этапе основная ставка — на футбольное приложение второго экрана Scores & Video, на линейку приложений о футбольных топ-клубах и на приложение для игроков на ставках Betting Insider. Плюс есть еще несколько экспериментальных приложений о футболе и киберспорте: тестируем бета-версии на небольшой аудитории, что взлетит — тоже начнем прокачивать вовсю.
Не слишком много всего?
Нет. Когда мы были всего лишь сайтом, все эти сервисы и контент умещались в рамках одного Sports.ru. Но в мобайле все работает немного иначе, сложные многоуровневые приложения не очень-то уместны. Больше шансов у приложения, лучше всех закрывающего одну потребность — интерес к любимому клубу, ставкам или, например, дополнение просмотра ТВ-трансляций.
На Запад идете только с приложениями, или сайты тоже продвигаете?
Начали с приложений. Для самых успешных продуктов сейчас начнем добавлять все остальное — веб-версию, ботов для мессенджеров, и так далее. Мы platform agnostic, мы не про веб и не про мобайл. Мы про решение задач людей оптимальным способом. Девайс, способы доставки — дело третье. С приложений начинаем, поскольку это самая динамично растущая сейчас среда.
Это значит, что Sports.ru и другие российские проекты сейчас не в приоритете?
«Не в приоритете» — немножко не то слово. Невозможно забить на миллион пользователей в день и десять миллионов в месяц, которые пользуются нашими сайтами и приложениями в России, и мы продолжаем тут развиваться.
Но с Россией сейчас понятный набор проблем, главным образом экономических: даже когда ты получаешь аудиторию и выигрываешь рынок, никакого приза за эту победу в нынешней ситуации может и не полагаться. Адекватных инвесторов под российские проекты больше нет. Из-за кризиса и всей этой содомии с регулированием сейчас это страна чрезмерных рисков.
Основная категория рекламодателей Sports.ru, например — автомобильные бренды, и весь этот сегмент дружно завалился в 2015 году вместе с авторынком. Клиенты по-прежнему с нами работают, но на минимальной марже и небольшими объемами. Денег у них — и, соответственно, у нас — теперь заметно меньше. Даже лучшие внутрироссийские медиа сейчас работают в режиме скорее выживания, чем развития.
Но не развиваться скучно, и нам необходимо делать что-то еще, чтобы не скиснуть.
Кроме того, за время строительства Sports.ru у нас образовалось некоторое количество реальных ноу-хау, хорошо придуманных и сделанных решений, с которыми мы давно примерялись к новым географиям. Ну вот и повод образовался взять и проверить, что у нас там получится. Когда, если не в кризис.
Третье и долгосрочно главное: на каком-то этапе конкуренция в digital все равно будет глобальной. Локальным игрокам будет тяжело оставаться конкурентоспособными, работая на один-единственный рынок, в случае России составляющий менее 2% мировой экономики. Работая на десятки или сотни стран, мы можем проинвестировать в развитие базы данных о спорте или софтверных решений гораздо больше, чем работая на одну. Так что качество наших российских продуктов из-за развития в других странах будет только расти.
И в чем эти ваши ноу-хау?
Может, громковато прозвучит, тогда извините;, но мы переизобретаем медиа. Видим отличную нишу на стыке медиа, сервисов и соцсетей — и вот Sports.ru в России ее в свое время успешно заполнил. Спорт — это же очень социальная штука, человеку необходимо с кем-то разделить свои мысли и эмоции, даже если он смотрит матч один дома.
На то же нацелены почти все наши международные продукты: они построены на вовлечении пользователей — в общение по теме приложения, голосования, рейтингование и так далее. Мы умеем строить экосистемы, создающие из этой пользовательской активности дополнительную ценность. Как говорит наш один испанский сотрудник, «русские несут на Запад настоящую демократию». И в случае со спортивными медиа это не обязательно шутка: там такого почти нет.
Традиционная медийная, чисто вещательная модель — «мы рассказываем, вы слушаете» — людей устраивает все меньше. Да и экономически постепенно загибается, увы. Просто в России ввиду пикирования рынка она загнулась быстрее, заставив нас раньше начать думать, что же придет на смену.
Вариант, что медиа загнутся вообще — новые, старые, любые — не рассматриваете?
Ну, понятно, что сервисы и соцсети понемногу подменяют собой интернет. Но правильное «новое медиа» — это всегда и соцсеть, и сервис. Да, какие- то потребности людей сейчас сильно меняются: например, информация перестала быть дефицитом, ее все больше. Но зато дефицитом сейчас стали проекты, помогающие структурировать и упорядочить информацию, или обсудить ее с единомышленниками.
Хорошо персонализированные, учитывающие мои интересы медийные продукты тоже пока в дефиците. Вот мы такие и строим. Ни Facebook, ни Google пока всех потребностей спортивной аудитории удовлетворить не в состоянии.
Вы же не одни такие?
Что-то новое на руинах традиционной медийной модели в спорте строят еще несколько стартапов, в числе самых известных — Onefootball и 365score. В некоторых странах есть интересные локальные стартапы, в основном, в Штатах и Китае. Но вообще новых медиа в спорте все еще крайне мало. То есть основную долю рынка по-прежнему пока держат старые медийные игроки, такие местные «Спорт-Экспрессы» и «Совспорты».
Как собираетесь конкурировать?
Делать нужные людям вещи и качественно их развлекать. А как еще? Никаких других способов конкурировать, честно говоря, мы не знаем. С точки зрения продвижения, используем различные партизанские методы, например — партнерства с фанатскими сайтами и группами в соцсетях. Строим виральность внутри приложений. Тактические закупки рекламы под большие матчи.
Ну и очень много органических скачиваний: отзывы у наших международных приложений в основном восторженные, средняя оценка в сторах — 4,7. Это много, мы сами удивлены.
Кто работает над этими приложениями? Открываете ли вы дополнительные офисы за рубежом? Где и как ищете людей?
Над продуктом работает все та же команда — с небольшими офисами разработки в Москве, Минске и Санкт-Петербурге. На основные направления — англоязычные, испаноязычные, франкоязычные — мы наняли пока восьмерых иностранцев. Это в основном люди про контент и маркетинг.
Основной наш интернациональный хаб в Барселоне, еще несколько человек работают удаленно — в Италии и Аргентине. Мы пока маленькая компания, bootstrapped startup, потому прорываемся небольшими силами. По мере дальнейшего роста аудитории будем нанимать больше.
Сложно нанимать за рубежом?
Чуть сложнее, чем в России: тут мы все-таки давно на рынке, аудитория большая, много кто хотел бы у нас работать. За рубежом поначалу приходилось полагаться на знакомых, на сайты вакансий. Но в целом получается находить нужных людей за сопоставимые с Россией деньги.
В конце концов, в южной Европе занятость молодежи не фонтан, и, например, наш испаноязычный главный редактор, отличник барселонского журфака и продвинутый современный журналист, вынужден был работать на колбасном заводе.
Что с зарубежной аудиторией сейчас?
С начала года выросли в три с лишним раза, MAU уже более 700 тысяч человек. Scores & Video зажигает в Бразилии, Мексике, Аргентине, где топ-5 в спорте или выше. В Великобритании, Италии, Испании, Индонезии у нас уже по 3–4 приложений в спортивном топ-100 — клубные, тот же Scores & Video, Rabona.
Больше всего аудитории пока вообще в США — футбол, который там соккер, недостаточно велик, чтобы быть в фокусе местных спортивных медийных монстров, но достаточно уже популярен, чтобы давать нам десятки тысяч человек новой аудитории каждый месяц. Всего наши приложения на начало апреля находятся в топ-100 категории «спорт» в 130 странах мира.
Как отличается поведение пользователей там и здесь?
Практически никак, и это приятное открытие. Единственный нюанс — почти всем нашим продуктам свойственен network effect: то есть чем больше пользователей обсуждает футбол в том же Scores & Video вместе с вами, тем веселее вам. Лояльность людей в России, где сообщество давно сложилось, у нас чуть выше —, но это нормально, и различия уменьшаются по мере роста аудитории на каждом новом рынке.
Какие языки и страны проще для локализации, какие сложнее?
Для англоговорящих и испаноговорящих стран у нас качественно локализованы все приложения, потому основной рост там. Постепенно добавляем новые языки — французский, португальский, итальянский, индонезийский и так далее.
До сложных языков — китайского, арабского, корейского — руки пока не дошли, но очень хотим. Качественная локализация — не самый простой процесс, но все-таки проще, чем создание конкурентоспособного приложения с нуля.
Зарабатываете только на рекламе, или уже исследовали платные функции?
У нас есть платные безрекламные версии клубных приложений по 6 долларов; они тоже в топах платных во многих странах. Но основная ставка — да, на бесплатные для пользователя продукты и рекламную модель. Для почти ежедневно используемых продуктов она вполне ОК, при нормальном рекламном рынке.
Сейчас много кто в России начинает делать западные истории. Как думаешь, почему?
Да вроде все очевидно: здесь полно талантливых и энергичных людей, способных делать что-то интересное. И если сужающийся внутренний рынок для таких оказывается тесноват, зачем ограничивать себя только им?
Понятно, что получится не у всех и не сразу, но опыт это отличный: лично я, например, за последний год научился большему, чем за предыдущие пять. В Израиле или даже в Беларуси микроскопический внутренний рынок не ограничивает людей от того, чтобы затевать новые вещи, ведь интернет дал тебе возможность работать на весь мир.
Думаю, через 2–4 года в России удельная доля востребованных в мире проектов скоро будет сопоставимой с этими странами.
В избр.
Ком.
© vc.ru