Для чего вдоль железнодорожных путей насыпают камни

23.09.2021, 17:26
Наверное, хоть раз вам приходилось идти вдоль железнодорожных путей. И скорее всего, вы видели множество серых камней, которыми усыпаны рельсы и шпалы. Рассказываем, зачем они нужны.
Ирина Слепухина
Для чего вдоль железнодорожных путей насыпают камни

Если вы когда-нибудь забирали с собой камни с железнодорожных путей или раскидывали их вокруг, то лучше больше так не делайте. От этих невзрачных камешков зависит целостность железной дороги

Что это за камни и для чего они нужны

Начнем с того, что камни, которые вы видите рядом с железнодорожными путями, называются балластом. Они формируют рельсовое полотно, на которое укладываются железнодорожные шпалы. Балласт насыпают в пространство между шпалами и другими рельсовыми опорами, заходя за контур рельсов.

Балласт служит целому ряду целей. Он обеспечивает вертикальную и горизонтальную устойчивость пути под воздействием поездных нагрузок и изменяющихся температур, а соответственно, гарантирует, что рельсы останутся на месте при перегоне сверхтяжелых поездов.

Он также играет важную роль в сдерживании растительности, которая может ослаблять почву под железнодорожными путями. Еще одной важной функцией балласта является то, что он защищает рельсы от затопления. Это не означает, что балласт полностью изолирует пути от воды, но он облегчает дренаж, чтобы жидкость не размывала землю.

В целом, от конструкции и качества балластного слоя зависят общее состояние железнодорожных путей, уровень максимальных скоростей движения поездов, сроки службы рельсов, скреплений и шпал, а также затраты на текущее содержание пути и вся система его ремонтов.

Какие камни можно использовать в качестве балласта

На первый взгляд может показаться, что сотрудники железных дорог просто собрали в округе камни и засыпали ими пути. Но это не так. В качестве балласта можно использовать только конкретные камни. Например, если вы положите гладкую круглую гальку в балласт, то во время движения поезда камни будут скользить и скатываться, а значит не смогут поддерживать рельсы и шпалы. В связи с этим для балласта нужно выбирать материалы, которые будут соответствовать определенным требованиям. Они должны быть:

  1. твердыми и износостойкими;
  2. упругими (с хорошей амортизационной способностью);
  3. крупными, но не слишком — чтобы занимать стабильное положение и при этом создавать ровную поверхность под шпалами;
  4. разной формы — кубической и вытянутой формы для улучшения износостойкости и создания хорошего сцепления.

Для этих целей хорошо подходят щебень, получаемый при дроблении горных пород, отходы асбестового производства, галечно-гравийно-песчаная смесь, образующаяся в результате естественного разрушения горных пород, крупно- или среднезернистый песок.

©  Популярная Механика