Для чего нужны черно-белые полоски на ж/д столбах
Что означают полосатые столбы
При высоких скоростях современных электропоездов особенно важно поддержание стабильно высокого напряжения в контактных сетях, обеспечивающих их питанием. С этой целью все контактные сети сегодня строятся с применением так называемого секционирования, когда все питающие провода поделены на отдельные участки и имеют независимое питание от разных фаз.
Кроме того секционирование нужно еще и для более равномерного распределения нагрузки, а также в целях безопасности. Например, во время проведения ремонтных работ можно отключить только один участок, не отключая всю контактную цепь целиком, и поезда смогут проезжать этот отрезок по инерции, как говорят железнодорожники «на выбеге».
Для разделения контактной сети на отрезки предусмотрены специальные секционные изоляторы, которые обеспечивают незаметный для поезда переход от одного участка контактной сети к другому. Одним из их видов являются воздушные промежутки — участки железной дороги, которые являются своего рода естественным изолятором.
Ориентиром для начала воздушного промежутка для машиниста служат опознавательные знаки в виде чередующихся четырех черных и трех белых горизонтальных полос. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой.
Отрезок пути, который начинается после черно-белых линий поезд должен проехать по возможности быстро. Останавливать состав пределах действия этих знаков машинисту ни в коем случае нельзя.
Почему нельзя останавливать поезд в зоне воздушного промежутка
При проходе воздушного промежутка, подрессоренный верхний узел токоприемника поезда, называемый пантографом, неизбежно замыкает два контактных провода двух смежных секций. В результате этого между ними образуется разность потенциалов. Из-за падения напряжения на одной из секций, в момент соприкосновения полоза пантографа с контактной сетью, происходит рост напряжения и тока, что приводит к нагреву токоприемника.
А что будет, если поезд будет ехать медленнее или вовсе остановится, например, если кто-то из пассажиров дернет стоп-кран?
В этом случае пантограф или сам токопроводящий провод скорее всего просто перегорит. Поэтому в случае экстренной остановки в зоне воздушного промежутка, машинист должен в экстренном порядке снять напряжение с токоприемника и опустить его.
Воздушный промежуток применяется исключительно в сетях с постоянным током, так как этот вид сопряжения может разделять секции только с одинаковым напряжением.
На участках дорог с переменным током для разделения фаз смежных сетей может использоваться другой вид секционирования. Это так называемая нейтральная вставка, которая представляет собой два воздушных промежутка и отрезок контактной подвески между ними под нулевым потенциалом.
Недопустимо замыкание токоприемниками проводов контактных подвесок разных фаз, так как это приведет к межфазному замыканию и аварии, поэтому нейтральную вставку делают такой длины, чтобы состав проехал ее без замыкания обеих секций.
В отличие от воздушного промежутка, нейтральную вставку запрещено проходить с поднятым токоприемником, поэтому такие участки заблаговременно ограждаются дополнительными специальными знаками.