«Дизайн интерфейсов для моей мамы»: 6 советов, как сделать сайт удобным для всех
Дизайнер, разработчик и креативный директор iFixit Тони Гинес поделился в своём блоге на Medium своими взглядами на то, каким должен быть дизайн, чтобы им могли пользоваться не только молодые люди, но и их родители. Редакция vc.ru публикует перевод колонки, выполненный командой Live Typing.
Пару раз в год я езжу в гости к своей маме. Через два-три часа она говорит что-то вроде: «Слушай, ты не посмотришь мой компьютер? Я просто хочу убедиться, что с ним всё в порядке. Ты же понимаешь, я не понимаю, что делаю».
А ведь ей хотелось бы понимать.
Поэтому моя мама и миллионы других людей предпочитают пользоваться сайтами, которые каждый день создаём мы. На них им не приходится продираться через формы входа, неочевидные жесты и непонятные интерфейсы — ведь мы, как дизайнеры и разработчики, несём ответственность не только за то, что нашими сайтами можно пользоваться, но и за удовольствие от работы с ними, которое заставляет возвращаться к ним снова и снова.
Каждый раз, когда я создаю новый вебсайт или интерфейс, я непременно вспоминаю о своей маме.
Моя мама выходит в интернет через другой браузер
Она предпочитает Internet Explorer. Восьмую версию, если конкретно. Почему? Он ей знаком. Она знает, где что находится и как им управлять. В чём проблема? У неё установлены чуть ли не все панели инструментов, какие только возможно, и ни одну из них она не установила по своей воле.
Она также недостаточно уверена в своих знаниях, чтобы удалить ту или иную панель или просто обновить браузер — ей кажется, что она что-то сломает. Я установил ей Google Chrome пару лет назад, но всё равно замечаю, как она возвращается к IE. Ей кажется «принудиловкой» использование Chrome и она обвиняет его каждый раз, когда сайт не открывается. И хотя с IE проблем не меньше, ей с ним комфортно.
Вывод: Если большая часть вашей аудитории будет просматривать ваш сайт на старом браузере, они не будут обвинять браузер, когда у них что-то не получается. Они обвинят дизайн сайта.
Моя мама не понимает возможностей большинства сайтов
Сайты вроде Facebook и Google Plus — это кладезь возможностей для загрузки и обмена фотографиями с любых видов устройств.
Для вас и меня поделиться чем-то просто: сделайте фото с телефона, нажмите нужную кнопку — и готово. Моей маме для тех же целей до сих пор проще воспользоваться почтой. Профиль на Facebook у неё есть, но её пугает неопределённость, делится она фотографиями со своей семьёй или с АНБ. Google Plus ещё более чудовищен.
Интерфейсы обоих не внушают ей доверия, и она не доводит свои действия до конца. Если она отправляет фото через Google Plus, она не знает, какой из «кругов» ей выбрать, как загрузить фото правильно и дойдёт ли оно до адресата. Но если она прикрепит фото к электронному письму и отошлёт его мне, оно гарантированно дойдёт.
Вывод: Создайте у пользователя уверенность в том, что он делает всё правильно. Используйте визуальные подсказки и подписи, которые помогут закончить то, что он пытается делать.
Моя мама не понимает иконки
Мы полагаем, что все знают назначение иконки «Сохранить». Моя мама много лет использовала флоппи-дискеты, но напрочь забыла об их функциональности.
В каждом интерфейсе я вижу, что для «Нового документа», «Копировать», «Удалить» используются только иконки. И как-нибудь я сяду с мамой изучать очередной интерфейс телефона и попрошу удалить файл только ради того, чтобы понять, что «Удалить» — это иконка. В таком случае я скажу, чтобы она искала иконку мусорного бака, или знака Х, или чего-то такого.
Однажды, когда она нашла нужную иконку, то сказала: «Почему мне просто не скажут «Удалить»?». Гениально, по-моему.
Вывод: Иконки облегчают обращение с интерфейсом и экономят место. С ними вы не беспокоитесь о длинных текстах на тулбаре или о трудностях перевода. Неудивительно, что иконки часто используют где надо и не надо. Но если пользователь не понимает дизайн, что в нём хорошего? Используйте рядом с иконками пометки-описания, которые объяснят, что иконка А означает действие Б. Вот отличная статья на тему иконок.
Моя мама — не продвинутый пользователь
Я не помню, сколько раз я объяснял своей маме, что комбинации клавиш Ctrl + C и Ctrl + V нужны, чтобы скопировать и вставить что угодно. Она так этого и не запомнила, и это нормально. Жесты для неё и подавно вновинку.
Год назад я купил ей iPhone. В итоге она только звонит, переписывается и проверяет с его помощью почту, а большинством приложений не пользуется. Она не понимает, что проверить почту можно, потянув страницу вниз. Вместо этого она закрывает приложение кнопкой Home и открывает его снова, чтобы посмотреть, не пришло ли ей новых писем.
Однажды я не дозвонился до мамы, и меня перенаправили на её голосовую почту: «Здравствуйте. Я не могу сейчас ответить. Назовите своё имя и номер, и я перезвоню, как только смогу».
Мама не понимает, что её iPhone сам сделает эту работу. Он покажет ей пропущенный звонок, время звонка, номер и имя, если маме знаком этот человек. Тем не менее, она оставляет такие вот послания, это происходит автоматически. Если iPhone скажет ей записывать сообщения по-другому, это решит проблему? Возможно.
Вывод: Фичи для продвинутых пользователей — хорошо, а учить быть такими пользователями — ещё лучше. Не надо надеяться, что пользователи знают, как копировать и вставлять с помощью горячих клавиш, и понимают, что пора прекращать делать всё по-старому. Учите их, как работать с интерфейсом быстрее, но постарайтесь не отпугнуть новых пользователей.
Моя мама не имеет ничего против кликов
Есть расхожая мысль о том, что чем больше количество кликов, тем хуже пользовательский опыт, и я её ненавижу. Я считаю себя весьма опытным пользователем интернета и не помню, чтобы хотя бы раз я жаловался на слишком большое количество кликов на пути к цели.
Я видел, как моя мама ходила по сайту, создатели которого попытались уместить всё на одном экране. Она постоянно спрашивала «Я всё правильно делаю?», и если бы я не был поблизости, чтобы это подтвердить, её ответ самой себе был бы «нет».
Вывод: Когда ваши пользователи завершают начатое действие, давайте им какой-то визуальный фидбэк. Простой дизайн не означает, что его должно быть меньше. Это означает, что им должно быть легко пользоваться. Разбиение формы на четыре части делает её менее пугающей и убеждает пользователя в правильности его действий. Если четыре страницы удобнее одной, то минималистичный дизайн на одной странице — это помеха.
Моя мама хочет нормально работать и не теряться
Основных причин для пользования интернетом у моей мамы три: оплата счетов, Netflix и переписка с детьми. Раз в пару месяцев Facebook меняет свой интерфейс, и маме приходится учиться заново всему, что она уже знала. У неё одна надежда: все важные иконки и меню там, где она их привыкла видеть.
Netflix в этом плане молодцы, их интерфейс всегда узнаваем и даёт чувство уверенности. А вот Facebook — нет, и мама надеется на то, что однажды фото её детей и внуков не пропадут с её стены по воле разработчиков.
Сайт её банка не менялся семь лет, работает на IE 8 и там есть подсказки на английском, и ей очень просто им пользоваться. Его дизайн настолько компактен, что спокойно помещается в окне, захламленном панелями инструментов.
Вывод: Обновляя дизайн сайта, вы рискуете потерять лояльных пользователей, которые не захотят учить заново местоположение опций и меню и раздражённо уйдут. Некоторые старые элементы стоит оставлять на своих местах. Можно сделать иконки посимпатичнее, но не лишайте сайт узнаваемости.
Заключение
Не подумайте ничего такого. Моя мама — очень умный человек, который любит технологии, а всё, что мы делаем, считает чудом. Она не брюзжащая старая карга, которая потрясает тростью в сторону молодёжи с их новомодными девайсами. Она в теме. Она прямо шарит, да.
И что особенно важно, она хочет быть частью того, что мы создаём. В этом заключается наша работа: делать весёлые и классные вещи не только для себя, но в первую очередь для людей, которые научили нас всему и благодаря которым мы здесь.
© vc.ru