Диванная аналитика №250. Срок службы электроники увеличат, про гарантию

Привет.

В России предложили увеличить срок службы бытовой техники и электроники до десяти лет, причем такое предложение поступило от главы Минприроды РФ Александра Козлова. То, что предложение исходит от чиновника, отвечающего за экологию, не случайно, так как это форма борьбы с электронным мусором. Возможно, такое предложение будет воспринято на ура теми, кто выступает за ответственное потребление товаров. Но чтобы понять все за и против, нам нужно разобраться в том, как устроен рынок бытовой техники и электроники, что такое срок службы и какое влияние он оказывает на производителей.

Очень часто люди путают гарантийный срок и срок службы товара, хотя это совершенно разные понятия. Гарантийный срок определяется законом для разных категорий товаров в каждой стране, и производитель не имеет права уменьшать этот срок. На его протяжении он обязан осуществлять ремонт товара, если тот вышел из строя по его вине, например, из-за конструктивных недостатков. Гарантийный срок всегда меньше срока эксплуатации, в редких случаях они могут быть равны, но это скорее исключение из правил.

Формально государство может не обозначать срок эксплуатации для разных видов техники, тем не менее, в России исторически приняты определенные сроки для бытовой техники, например:

  • Холодильник — от 5 до 10 лет, зависит от типа конструкции, количества камер;
  • Стиральная машина — от 7 до 8 лет;
  • Кондиционер — до 10 лет;
  • Микроволновка — до 7 лет;
  • Кухонная плита — от 10 до 15 лет в зависимости от типа;
  • Телевизор — от 7 до 10 лет;
  • Утюг — от 3 до 5 лет;
  • Чайник — до 2 лет.

Для электроники как для технически сложного товара сроки максимально занижены, что играет на руку производителям. В среднем можно говорить про два года работы, которые закладываются производителем для своих устройств, хотя формальный срок намного больше. Это дополнительная защита для производителя от возможных претензий покупателя, если он столкнется с невозможностью осуществления ремонта.

Конечно, есть различия между большими международными компаниями, которые стараются увеличить срок службы и выставляют его по верхней границе (обычно это 3–4 года в зависимости от техники), и небольшими производителями второго и третьего эшелона, у них ровно обратная ситуация, это нижняя граница.

На что влияет срок службы? Это срок, в течение которого производитель обязан осуществлять как гарантийный, так и негарантийный ремонт, то есть поддерживать работоспособность техники. Например, вы купили холодильник и через девять лет в нем что-то сломалось, по закону производитель не может отказать вам в ремонте, он будет платным. Но если производитель не поставляет запасные детали в фирменные или авторизованные сервисные центры и не может осуществить такой ремонт, тогда по закону он обязан заменить ваш холодильник на новый. Фактически срок службы — это тот срок, который устанавливается законом для того, чтобы производитель поддерживал свой продукт сервисным обслуживанием.

-AdRiver-

Есть еще один сложный для понимания момент, который часто трактуется не в пользу покупателя, людям пудрят мозги. Производители любят отсчитывать срок службы с момента анонса устройства, например, объявили модель в январе 2021 года, значит, срок службы в три года закончится в январе 2024 года. Но это неправильно, так как срок службы наступает с момента приобретения устройства, а не его анонса или даты производства. Достаточно четко об этом сказано в гарантийном талоне Apple.

В Европе до недавнего времени ситуация была сходной с российской, но с 1 марта в 27 европейских странах действует новый закон, в медиа он получил имя «Право на ремонт». Срок службы для телевизоров, холодильников, посудомоечных и стиральных машин, фенов был увеличен до десяти лет, планируется расширить действие закона на всевозможную электронику, включая смартфоны и компьютеры. Поэтому действия российских чиновников можно смело считать повторением того, что проделано в Европе. На мой взгляд, это хороший опыт, который стоит перенимать.

В европейском законе отдельно обговаривается несколько нюансов, которые неприятны для производителей. Например, каждое устройство должно поставляться с инструкцией, которая объясняет, как можно отремонтировать те или иные части товара. Также необходимо использование общедоступных винтов, креплений, что позволит разобрать технику в случае невозможности ремонта, под разбором понимается дальнейшая утилизация, и она может проводиться независимыми компаниями. Соблюдение закона предполагает, что производители не смогут изобретать свои винты, которые отличаются от общепринятых. Из других мелочей отмечу то, что производители не могут накладывать ограничения на ремонт только в фирменных сервисных центрах или тех, что были авторизованы для этого. Фактически это означает, что любые сервисные центры могут использоваться для ремонта и это может повлиять только на вашу гарантию в пределах ее срока действия.

Последствия для рынка огромны, и они позитивны. Так, производители, которые пытаются вложить в свои продукты искусственное устаревание, когда продукт выходит из строя за пределами гарантийного срока, будут вынуждены пересмотреть свой подход или изменить конструкцию устройств. Сегодня такие компании подталкивают к покупке новых устройств, так как старые затруднительно отремонтировать, с увеличением срока службы это станет сложнее. В первую очередь это коснется бытовой техники (чайники, фены и тому подобное), крупная бытовая техника уже имеет большой запас прочности, и ее можно отремонтировать. Для электроники это также важно, мы получим большие сроки жизни для всех устройств, за исключением аксессуаров, например, тех же беспроводных наушников в формате TWS (это расходный материал, их не ремонтируют).

Поддержка производителем склада запчастей для ремонта не выливается в заметные деньги (для тех, кто содержит сервисы, для остальных это боль), поэтому на стоимости товара на полке это никак не скажется. Более того, компании с большим вниманием начнут ориентироваться на компоненты, которые будут служить дольше, то есть в теории вырастет качество продуктов и от этого выиграют буквально все.

Все мы люди разные, и говорить, что у нас одинаковый подход к своим устройствам, нельзя. Сколько лет вы пользуетесь обычно своим смартфоном? У меня это год, у моих детей пара лет, у кого-то срок может достигать 3–4 лет, но затем наступает моральное устаревание и хочется сменить модель на что-то другое. Знаю людей, которые пользуются своими телефонами и смартфонами до упора, у них срок достигает 6–8 лет! Но если говорить о среднем времени для рынка, то телефон живет 4–5 лет, необязательно в одних руках.

Расширение срока службы будет означать, что можно продлить существование смартфона, его можно будет отремонтировать, и, значит, улучшится ситуация на вторичном рынке, появится большее число работоспособных моделей, их цена не будет падать так быстро. Для обычного человека это означает, что подрастет цена выкупа в трейд-ин, станет выгоднее сдавать свои аппараты. Для производителей в то же время это явный и жирный минус, их текущие продажи просядут.

И вот тут вопрос, насколько сократится рынок, если модели будут жить больше, чем сегодня. На мой взгляд, говорить о кардинальных изменениях невозможно, рынок не изменится до неузнаваемости. Можно считать, что рынок сократится примерно на 2 миллиона смартфонов ежегодно, это ровно тот объем, что дополнительно будут ремонтировать. Даже отталкиваясь от объема рынка смартфонов в 35 млн штук за год, мы увидим, что изменение не превысит и 10% рынка новых устройств. Да объем значительный, но кардинального слома рынка не происходит, и поэтому цена смартфонов из-за этого фактора вырасти не может.

Неочевидным следствием становится также тот факт, что новым моделям придется конкурировать со своими предшественниками, которые представлены на вторичном рынке. Люди все чаще будут выбирать б/у модели, и не только по экономическим причинам, набирает обороты то самое осознанное потребление. При этом покупка двух-трехлетнего флагмана по цене модели нижней части среднего сегмента явно будет выгодной и даст принципиально иные возможности. Можно смело утверждать, что такой подход уже есть на российском рынке, а с ростом предложения он будет только набирать обороты. Но также не станет доминирующим, далеко не все хотят б/у технику.

Как ни крути, увеличение срока службы — штука правильная и хорошая, от нее выигрывают практически все. Страдают производители, но их потери не очень значительны, чтобы принимать их во внимание. Поэтому эту инициативу нужно поддержать, она даст нам новые возможности и явно сократит объем электронного мусора, который заполонил сейчас свалки всех городов. В России и других странах мира пока не научились что-то делать с этим электронным мусором, это превращается в огромную головную боль и напрямую влияет на качество жизни. Электронный мусор агрессивен по отношению к окружающей среде, и пока только Китай как-то научился его перерабатывать, и то там это совсем отдельная тема, связанная с добычей старых компонентов, а не с заботой об окружающей среде. У нас такой подход на данный момент маловероятен, а значит, необходимо всеми путями увеличивать срок службы разных устройств. Тем более что все предпосылки для этого есть.

Последнее, что хотелось затронуть в этом материале, это стоимость ремонта. Многие рассуждают, что производители закон будут выполнять, но увеличат стоимость ремонта, чтобы компенсировать свои затраты. В теории это может происходить, на практике государство будет следить за этим, и безосновательное завышение цены будет невозможно, иначе последуют штрафы. Так что и об этом волноваться не стоит.

С принятием подобных законов в России наличие правильно организованного сервиса для всех производителей станет необходимостью. И сейчас по закону без такого сервиса не обойтись, но многие выкручиваются и экономят, дальше эта экономия явно будет выходить боком. Либо придется создавать производителей на несколько лет, а затем менять вывеску и начинать все сначала. Что тоже затратно и не выход.

©  mobile-review