Дитя войны: ручной гранатомет "Гном" 6Г30
История его появления прозаична, и романтики в ней минимум, ведь 6Г30, как и многие другие образцы вооружения, — настоящее «дитя войны». Он появился в период самого ожесточенного противостояния федеральных сил и сепаратистов на территории Северного Кавказа в 1994—1995 годах как ответ на острую потребность войск в таком оружии.
Сначала красивая легенда. Одно из упоминаний в прессе об истории появления этого образца вооружения гласит, что после всем известных событий 1993 года в Доме Советов при осмотре здания были найдены два южноафриканских гранатомета MGL, которые потом якобы были скопированы и в результате получился наш 6Г30. Налицо конспирологическая теория о «длинной руке» Запада, помогавшей тем, кто пытался перекроить порядок в стране. Однако в официальных отчетах, в списке захваченного в те дни вооружения из гранатометного упоминается только один РПГ-7 — видимо, тот самый, из которого вели огонь по Останкино и который потом стал причиной многочисленных споров о том, кто и откуда стрелял.
А вот как прозаично все было на самом деле с 6Г30. По результатам первичного анализа боестолкновений в условиях городской застройки и общего характера боевых действий в Чечне стало ясно, что наземные войска — как обычная пехота, так и подразделения спецназа — остро нуждаются в легком гранатометном вооружении. Состоящие в то время на вооружении подствольный ГП-25 и реактивный РПГ-7 свои задачи выполняли, но были далеко не идеальны для городского боя. «Подствольник» имел боеприпас нужной мощности, но был однозарядным, и его перезарядка занимала слишком много времени. РПГ-7 тоже был однозарядным, но намного мощнее и одним выстрелом вполне мог «сложить» целый этаж или сжечь танк, но такая мощность была избыточна при ведении городских боев. К тому же его использование в замкнутых пространствах затруднялось мощной реактивной струей, вылетающей из раструба в задней части тубуса, которая запросто могла похоронить как самого стрелка, так и все его подразделение. Да и реактивная граната нуждалась в определенной дистанции для выстрела — иначе не вставала на боевой взвод. А нужно было что-то приблизительно такой же мощности, как стандартный «подствольник», но более скорострельное и многозарядное.
Гранатомет 6Г30 В интернете и различной литературе 6Г30 иногда называют «Гном» — это название программы (НИОКР), по которой создавалось изделие, также встречается аббревиатура РГ-6, что можно расшифровать как «ручной гранатомет 6-зарядный».
Решить данную задачу было поручено тульскому Центральному конструкторскому исследовательскому бюро спортивно-охотничьего оружия. Причем не просто решить, а в кратчайшие сроки разработать и запустить в производство изделие, которое уже в ближайшее время уехало бы на войну. В итоге от момента начала разработки до выпуска первой опытной партии 6Г30 прошло чуть меньше полугода. Задача была поставлена перед конструкторами В.Н. Телешом и Б.А. Борзовым, которых полностью освободили от всех остальных проектов и дали практически полный карт-бланш по задействованным ресурсам.
В общем-то, изобретать велосипед ни от кого не требовалось, а поставленные сроки и вовсе не располагали к креативным изыскам. Все решения на тот момент уже давно были найдены, и их нужно было лишь воплотить в железе. Был 40-мм боеприпас ВОГ-25, использовавшийся в подствольных гранатометах, который всех устраивал. Но нужна была конструкция, которая, с одной стороны, позволяла бы иметь снаряженный боезапас из нескольких гранат, а с другой — максимально быстро перезаряжаться. И здесь тоже секретов никаких не было: на тот момент подобная конструкция была разработана, причем несколькими компаниями, и обкатана не одной войной. Самым, наверное, ярким представителем такого класса вооружения был тот самый MGL производства южноафриканской оружейной компании Milkor Marketing, якобы захваченный в Доме Советов. «Родство» двух образцов видно невооруженным взглядом: они похожи даже чисто внешне, да и общее устройство не так уж и сильно разнится. Причина банальна: конструкторам некогда было разрабатывать новую систему — войскам срочно нужно было оружие. Поэтому тульские оружейники просто заимствовали общий принцип работы и саму схему южноафриканского гранатомета, при этом внеся определенные изменения. О различиях поговорим чуть позже, а пока — о том, как же устроен 6Г30.
Метла для зданий
6Г30 использует проверенный временем, надежный, простой и довольно недорогой в производстве 40-мм ВОГ-25 выстрел к подствольному гранатомету ГП-25. Граната может иметь самое разное наполнение, поэтому боеприпас можно подбирать под конкретную ситуацию. Мощности ВОГ-25 вполне хватает для того, чтобы, к примеру, парой таких гранат зачистить целый этаж от преступников. Дистанция стрельбы — от 50 до 400 м, на коротких дистанциях можно вести огонь прямой наводкой, на более дальних — уже по навесной траектории. 6Г30 может применять гранаты нелетального действия, например для постановки дымовой завесы или чтобы выкурить преступников из помещения.
6Г30 без гранат достаточно легкий образец вооружения — он весит всего 5,6 кг. При этом компактен настолько, что вооруженный им стрелок может спокойно перемещаться в замкнутых пространствах: в разложенном виде гранатомет имеет длину 680 мм. Барабан, рукоятка управления огнем с УСМ и «ствол» крепятся на круглой полой трубе, которая является направляющей и корпусом для складного телескопического приклада. Слово «ствол» не зря взято в кавычки, ведь то, что закреплено в передней части гранатомета, стволом не является. Это простой патрубок, не имеющий внутри нарезов и служащий исключительно для того, чтобы закрепить на нем переднюю рукоятку и прицельные приспособления. 6-каморный «барабан» — сердце всей системы — тоже таковым не является. Это не магазин, а скорее блок стволов, ведь каждая его камора — ствол подствольного гранатомета ГП-25, лишенный собственного УСМ. Ствол имеет нарезы — именно он выстреливает гранату, задавая ей вращательное движение и траекторию полета, а патрубок в передней части в баллистике уже никак не участвует. С передней части блок барабана закрыт круглой пластиной так же, как и сзади. Перезарядка его производится с дульной части: в каждую камору отдельно помещается граната до щелчка, которая при этом встает на боевой взвод. Для зарядки барабан и фальшствол откидываются вправо вверх. После выстрела барабан проворачивается на одну камору.
УСМ 6Г30 устроен достаточно интересно и напрямую связан с механизмом поворота барабана. После каждого выстрела, как только стрелок отпустит спусковой крючок, пружина храпового механизма проворачивает барабан. Сам УСМ самовзводный, то есть в случае, если произошла осечка, теоретически можно наколоть гранату второй раз. Для уменьшения общих габаритов и удобства переноски приклад гранатомета сделан телескопическим — складным. В походном положении он задвигается внутрь полой трубы, на которой закреплены все элементы гранатомета. На затыльнике приклада установлена резиновая накладка, частично снижающая отдачу при стрельбе. Гранатомет имеет механический предохранитель и механические складные прицельные приспособления.
Срочная служба
Создаваемый в спешном порядке 6Г30 сразу же после выпуска первой опытной партии попал на линию фронта. Уже в 1994 году первая партия гранатометов была передана в МВД для опытной эксплуатации при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе, где 6Г30 более чем эффективно проявил себя в качестве мощного скорострельного оружия. Нужно сразу сказать: гранатомет, конечно, неидеален, но за время боевой эксплуатации получал в основном положительные отзывы о боевых характеристиках. Так, в частности, неоднократно с помощью 6Г30 предотвращались прорывы на КПП, когда многозарядный и скорострельный гранатомет позволял в кратчайшие сроки создать высокую плотность огня, в буквальном смысле останавливая все живое стеной из осколков и фугасной волны.
6Г30, конечно, далеко не пушинка, но в руках он не ощущается как тяжеленный кусок железа. Он весит чуть меньше, чем два автомата Калашникова и при этом намного компактнее АК даже с выдвинутым телескопическим прикладом, что можно увидеть на фото, когда оружие в руках у стрелка.
Стрельба из гранатомета ведется по навесной траектории через механические складные прицельные приспособления — мушку и целик. Принцип несколько отличается от традиционного, но через пару выстрелов осваиваешься.
Чтобы снарядить барабан боеприпасами, нужно откинуть переднюю крышку влево и вверх. При этом каждая камора снаряжается отдельно: боеприпас вставляется сверху со стороны ствола.
Пара нюансов
Эти недостатки присущи всем гранатометам барабанного типа из-за самого барабана. Использование таких систем затрудняется одной проблемой: поворотное движение тяжелого, полностью снаряженного барабана при перезарядке создает достаточно сильный толчок, который при стрельбе здорово уводит гранатомет с линии прицеливания и может привести к промаху. Конечно, никто не планирует поражать цели с хирургической точностью и «в десяточку бить» задача не стоит, но когда работа ведется на дистанциях более 100 м, такая «болтанка» уже будет мешать стрелку.
Еще один не совсем понятный момент связан с самовзводным УСМ. Непонятно, как он будет работать, если осечка уже произошла. Стрелок должен либо держать крючок нажатым, чтобы камора с осечной гранатой не уходила с линии фальшствола и граната имела возможность все же вылететь, если выстрел будет затяжным. Либо крючок все-таки нужно отпускать, но тогда камора провернется и уведет гранату с линии фальшствола.
Приклад 6Г30 складной. В транспортном положении убирается внутрь стальной трубы, которая одновременно служит несущей конструкцией для рукоятки управления огнем. На самом прикладе выполнен резиновый затыльник для смягчения отдачи при выстреле.
Ствол гранатомета на самом деле таковым не является — это по сути просто труба без нарезов, не несущая никакой баллистической функции и не задающая траектории полета снаряда. Единственная функция этого «ствола» — крепление на нем передней рукоятки и прицельных приспособлений.
Конкуренты
Пара слов об отличиях от конкурентов. Самый явный — южноафриканский MGL. Он разработан на десять лет ранее, и уже хотя бы поэтому все будут равняться на него. По боевым характеристикам отличий практически нет. И боеприпасы, и их количество в барабане, и дистанции стрельбы, и массогабаритные характеристики почти идентичны. Хотя на счет юаровца и можно записать пару лишних баллов: во‑первых, за более удобный приклад и планку Пикатинни, на которую можно установить электронные прицельные приспособления, во‑вторых, за один крайне интересный тип боеприпасов. MGL может стрелять осветительными гранатами, которые дают очень мощную инфракрасную подсветку. Еще один конкурент — MM-1 от американской Hawk Engineering, разработанный на пару лет позже южноафриканца на его основе. Скорее всего, читатели без проблем узнают его: именно из него стрелял Терминатор Т-800, когда усмирял полицейских в холле «Кибердайн Системс» в «Судном дне». Американцы попытались основательно «прокачать» MGL, состоящий на вооружении в армии США, однако проект в итоге получился крайне спорным. С одной стороны, не признающие полумер американские конструкторы решили, что уж если делать лучше, то сразу в два раза, и сделали барабан уже не на 6, а на 12 гранат. Боезапас сумасшедший, особенно для гранатомета, — спору нет! Но в итоге это техническое решение привело к целому ряду проблем. Во‑первых, один только барабан, полностью снаряженный, стал весить больше 8 кг. Добавьте сюда ствол, приклад и несущую конструкцию — и вот у вас в руках уже почти 10 кг, а это уже совсем другая весовая категория. Во‑вторых, еще более тяжелый барабан при повороте камор во время перезарядки давал более мощный боковой толчок, уводящий ствол с линии прицеливания.
Российский гранатомет 6Г30 успешно применялся с момента его создания и успел повоевать не только в реальных боях, но и в виртуальных. Самое известное его появление на экранах игровых мониторов — в 3D-экшене Stalker, где он назывался «Бульдог-6» и был так же, как и в жизни, мощным и эффективным образцом вооружения.
Обсудить 0