Deus Ex: сериал, который изменил всё

219412.gifЗловещие транснациональные корпорации, ни в грош не ставящие закон и закулисно управляющие всеми земными правительствами. Кибернетические имплантаты, многократно усиливающие возможности человеческого организма. Искусственный интеллект, стремящийся установить тотальный контроль над обществом несовершенных людишек. Боль, страдания, пороки, нищета и коррупция, разлагающие и так дышащее на ладан общество недалёкого будущего… Таков мир чистого киберпанка вселенной Deus Ex — главного и, пожалуй, единственного серьёзного представителя этого популярнейшего направления Sci-Fi в современной индустрии видеоигр.

Немного об элитарности игровых жанров Парадоксально, но серия игр Deus Ex никогда не была рассчитана на массовую аудиторию. Даже на широкую не была. Нельзя сказать, что разработчики не верили в своё детище или страдали от ложной скромности. Просто сотрудники Eidos всегда понимали, что продукт, над которым они трудятся, никогда не побьёт рекордов по предзаказам. День начала продаж не вызовет массовой подростковой истерии с последующим сметанием всех доступных дисков с полок супермаркетов, а опьянённый успехами издатель не встанет у них над душой с палкой в одной руке и пачкой долларов в другой, требуя немедленно начать работу над сиквелом.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

Ни одна из игр основной трилогии Deus Ex не стремилась заигрывать с фанатами, желая набрать дополнительные очки дешёвой популярности. Зато все они смело экспериментировали с жанровой эклектикой, раз за разом доказывая критикам, что action, adventure, stealth и RPG могут органично дополнять друг друга в рамках одного произведения. Ну и, конечно же, самой сильной стороной популярнейшей киберпанковской гейм-франшизы всегда был сюжет, по продуманности, глубине и накалу страстей не уступающий хорошему детективно-приключенческому роману.

«Продукт не для всех. Не масс-маркет. Только для гурманов» — следовало бы с полным на то основанием писать издателю на дисковых боксах. И действительно, по целому ряду параметров «Бог Из…» всегда на голову, а то и две интеллектуально превосходил маститых конкурентов.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

Да простят нас читатели за подобный снобизм, но приключения в нуарно-безысходном мире Deus Ex можно сравнить с андеграундной театральной постановкой. В то время как зарабатывающие миллионы франшизы a la Call of Duty больше ассоциируются с дорогим, зрелищным, но туповатым голливудским мэйнстримом, рассчитанным на невзыскательного обывателя. И то и другое, впрочем, имеет право на жизнь и свою аудиторию.

Рождение киберпанка: как всё начиналось Нельзя просто так взять и начать рассказывать о Deus Ex, промолчав о том, как и когда зародился жанр, названный киберпанком. По сути его основы были заложены ещё в 60-х годах прошлого века блестящим фантастом Филиппом Диком (на фото снизу), из-под метамфетаминового пера которого вышло множество гениальных произведений. Даже человеку, от литературы далёкому, книги Дика наверняка известны по их экранизациям, среди которых «Бегущий по лезвию», «Вспомнить всё» и «Особое мнение», собравшие огромную кассу и на короткое время сделавшие киберпанк моднейшим трендом Голливуда. Правда, произошло это уже после смерти мастера.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

Несмотря на идейное первенство Дика, сам термин «киберпанк» родился благодаря другому автору — Брюсу Бетке, в 1983 году написавшему одноимённый рассказ, главным героем которого выступал асоциальный, но идейный хакер с колоритным «ирокезом». Хотя рассказ был совсем про другое, образ неопрятного анархиста, кудесника клавиатуры, полюбился читателям, и термин прижился. А уж во всей красе новое направление Sci-Fi раскрылось благодаря стараниям ещё двух литераторов — Уильяма Гибсона (на фото слева) и Брюса Стерлинга (справа), которые сформировали основные идейные постулаты направления.

Deus Ex: сериал, который изменил всёDeus Ex: сериал, который изменил всё

В их произведениях чаще всего фигурировал нуарный мир будущего, где простые люди живут в беспросветной бедности и стонут под игом глобальных корпораций, стремящихся к сверхприбылям и тотальному контролю над всеми сферами жизни общества. Одиночками, решившими бросить вызов новому мировому порядку, выступают хакеры — идеалисты, стремящиеся вытащить на свет грязное бельё власть имущих и заставить человечество осознать, в какое дерьмо оно позволило себя втянуть ушлым и беспринципным капиталистам. На фоне экономического и политического кризиса бурно развиваются компьютерные и кибернетические технологии, что выводит на новый уровень противостояние между человеческим и искусственным интеллектом.

Необходимо отметить, что на начало 80-х годов в США и прочих оплотах развитого капитализма пришёлся экономический бум, связанный с падением мировых цен на нефть. Рост экономики дал толчок невиданному доселе расцвету высоких технологий. Благодаря Стиву Джобсу и его «заклятым друзьям» из IBM практически в каждой американской семье появился собственный персональный компьютер. Идея глобальной виртуальной сети, ещё не получив материального воплощения, уже вовсю витала в воздухе.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

Возможности кибернетического разума, способного составить конкуренцию разуму человеческому, к тому времени уже не казались научной фантастикой. Вероятность победы искусственного интеллекта страшила и угнетала. Во многом именно этому страху обязан своей мегапопулярностью «Терминатор» Джеймса Кэмерона (1984).

Крупные компании, сполна воспользовавшиеся плодами экономического роста, подминали под себя непрофильные сферы бизнеса, превращаясь в транснациональные конгломераты, что откровенно страшило свободолюбивых американцев. Сейчас это кажется забавным, но в то время жители Северной Америки чуть ли не больше всего на свете боялись японских корпораций (успешно путая дзайбацу с кэйрэцу), с их жёсткой корпоративной культурой, хирургически беспощадной иерархией и заточенностью на достижение результата любой ценой.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

В середине 80-х годов японская экономика практически сравнялась с экономикой США, а континент наводнили высокотехнологичные бренды Страны Восходящего Солнца, которые были дешевле и качественнее американских аналогов. Страх перед японской экспансией наглядно продемонстрирован в третьей части одной из самых известных киберпанковских киносаг — «РобоКоп», — и ряде других культовых фильмов. Что особенно забавно: аналогичные японским процессы в Южной Корее почему-то Америку совершенно не пугали…

Идея киберимплантатов, способных контролировать мозг и тело человека, стала активно эксплуатироваться несколько позже — в начале-середине 90-х годов. Именно тогда на экран вышли уже упомянутый выше фильм по рассказу Филиппа Дика «Вспомнить всё» с неподражаемым Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Мужественный Арни, решив проблемы своей раздвоенной личности, утирает нос беспринципным политиканам и возвращает чистый воздух обитателям Марса.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

В 1995-м зрителей покорил Киану Ривз, сыгравший в «Джонни-мнемонике» курьера, перевозящего судьбоносную информацию в микрочипе, имплантированном в собственный мозг. А в 2002-ом, когда тотальная мода на киберпанк уже была на излёте, на экраны вышла ещё одна упомянутая картина — «Особое мнение» с Томом Крузом в главной роли. Рассказывающая про людей, чей мозг, будучи подключённым к компьютеру, способен предсказывать будущее и предотвращать преступления.

Проблема этических взаимоотношений человека разумного и человека искусственного наиболее полно и точно раскрывается в картинах «Бегущий по лезвию» и «Искусственный разум», где киборги, обладая способностью чувствовать и любить, фактически низведены до положения рабов. Естественно, такое положение не может устраивать, как киборгов, так и лучших представителей человечества, которые делают всё возможное, чтобы исправить эту несправедливость.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

Апофеозом же киберпанка на большом экране стала трилогия «Матрица», повествующая о более мягком, чем в «Терминаторе», захвате машинами власти над нами. Глобальный суперкомпьютер — «Матрица» — деспотично контролирует жизнь всех людей на планете Земля, создавая иллюзию другой, «виртуальной» жизни, из которой под силу вырваться лишь немногим. Интересно, что популярность «Матрицы» (вышедшей в 1999-ом), во многом подогревалась истерией вокруг «Проблемы 2000». Надуманной опасности, якобы исходящей от всех компьютеров, которые могут «сойти с ума», не сумев переключиться с 1999-го на 2000-й год, что повлечёт за собой всемирный кибернетический абзац.

Deus Ex подхватывает эстафету Релиз первой Deus Ex состоялся в 2000-ом. «Отец» игры Уоррен Спектор (на фото снизу) был человеком, пришедшим в геймдев из индустрии настолок. Камрад разносторонний и эрудированный, он серьёзно увлекался фэнтезйиной и фантастической литературой, и был в курсе всех текущих трендов, царящих в индустрии развлечений. Предыдущие игровые проекты Спектора — stealth/action в сеттинге стимпанк-фэнтези Thief: Dark Project и киберпанковская action/RPG System Shock смело экспериментировали с совмещением различных компьютерных жанров, значительно преуспев в этом направлении. Поэтому к разработке своего главного шедевра Уоррен Спектор подошёл во всеоружии, будучи снабжён самым что ни на есть релевантным опытом.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

Как мы уже говорили, киберпанк, благодаря кинематографу, литературе, и в несколько меньшей степени — компьютерным играм, к 2000 году находился на пике своей популярности. Deus Ex произвела на геймеров эффект разорвавшейся бомбы: проект с сюжетом, по своей глубине не уступающим Fallout, геймплеем, взявшим всё лучшее от вышедшей раннее Half-Life, стелс-механикой, каноны которой были сформированы Thief от того же разработчика, качественной графикой с высоким разрешением и зачатками лицевой анимации персонажей… В 2000-ом всё это было бесконечно круто даже для самых искушённых завсегдатаев виртуальных миров.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

Deus Ex совмещала практически все основные тренды киберпанка, сформированные за последние 20 лет. Тут были и теории всемирного заговора, и пандемия, грозящая гибелью всему человечеству, и киберимплантаты, открывающие новые горизонты человеческого разума и тела, и зловещие транснациональные корпорации, открыто бросающие вызов мировым правительствам, и искусственный интеллект с ярко выраженными сепаратистскими настроениями…

Даже «Матрица», оставившая заметный след в массовой культуре начала 2000-х, не могла похвастать подобной разносторонностью. Квинтэссенцией всех достоинств Deus Ex были три альтернативные концовки кампании, зависящие от решений, принятых пользователем в соответствии с собственной совестью и жизненными принципами.

[embedded content]

Результат — свыше 90 баллов на глобальных агрегаторах игровых оценок, несколько десятков престижных индустриальных призов и наград от профильной прессы, миллионы долларов прибыли и искренняя любовь геймеров всего мира. Пожалуй, именно Deus Ex стал лебединой песней мирового тренда киберпанка, после которого жанр в глобальном смысле ждал регресс.

Второй блин не совсем комом Сиквел Deus Ex — Invisible War, — как и следовало ожидать, оказался идеологическим продолжением оригинала, и делался по рецепту второй части Fallout: взять от предшественника самое лучшее, прикрутить несколько оригинальных фич — и приготовиться стричь зелёные купоны. В общем-то, такой подход себя оправдал, свидетельством чему стали позитивные отзывы критиков и тёплое отношение рядовых геймеров. Правда, подпорченное определённым негативом со стороны ортодоксальных фанатов, донельзя огорчённых обрезанной ролевой системой, некоторым оказуаливанием игры и заметным смещением органичного баланса stealth/action/RPG в сторону то pure action, то шпионских вылазок.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

Однако с коммерческой точки зрения Deus Ex: Invisible War ожидал провал. Если смотреть с колокольни нашей редакции, то вина за это во многом лежит на маркетинге Eidos Interactive, аж на полгода растянувшей релиз на трёх основных территориях. Но всё-таки слабые результаты отличной игры стали сигналом, что киберпанк вышел из моды. С точки зрения масс-маркета, на рынке электронных развлечений наступала эпоха грудастых эльфиек.

В Eidos вздохнули, грустно подсчитали скромную прибыль и… решили попробовать реабилитироваться перед акционерами, наскоро изваяв Deus Ex: Clan Wars. Которая ушла уже в такие дебри от фирменной жанровой эклектики, что не могла восприниматься иначе, чем обычный шутер (впрочем, весьма добротный). К счастью, в последний момент по маркетинговым и идеологическим соображениям название проекта было изменено с Deus Ex: Clan Wars на Project: Snowblind, а сюжетное повествование вынесено за пределы оригинальной вселенной.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

Вот так Eidos и позабыли о франшизе на несколько лет, не помышляя о триквеле. А игры в сеттинге киберпанка с той поры начали приобретать налёт откровенной андеграундной элитарности.

Моя попытка номер три Третью часть серии Deus Ex: Human Revolution фанаты дождались лишь в 2011 году. Чтобы не стеснять себя рамками сюжета, авторы решили перенести действие игры в прошлое. Так лёгким движением руки триквел Deus Ex превратился в приквел. Несмотря на то, что перед обновлённым Eidos и его издателем Square Enix стояла нелёгкая задача угодить не только многомиллионной армии фанатов-ветеранов (тех ещё скептиков), но и произвести впечатление на остальных геймеров, разработчики справились на все 100%.

Deus Ex: сериал, который изменил всё

Кудесникам игрового кода, ни один из которых не работал над первой главной серии, практически удалось выйти на уровень своих предшественников, создававших шедевр в далёком 2000-ом. Протагонист Deus Ex: Human Revolution Адам Дженсен, по мнению редакции, стал одним из самых харизматичных героев видеоигр за последние 10 лет. Молчаливый и рассудительный отставной «собровец», вопреки собственной воле превращённый в полукиборга, распутывает нити всемирного заговора, тянущиеся в логова преступных группировок, офисы правительственных объектов и штаб-квартиры транснациональных корпораций.

[embedded content]

Продуманный сюжет, читающийся на одном дыхании, как роман Филиппа Дика, и гнетущая атмосфера мрачной предопределённости несчастливого будущего создают игре поистине незабываемый антураж. А масса вариантов и стилей прохождения — от танкового action до ювелирного stealth — щедро приправленных разветвлённой системой навыков и умений, которой может позавидовать иная RPG, делают Deus Ex: Human Revolution достойной почётного места в пантеоне величайших игр современности.

It«s Alive! Но… несмотря на все свои достоинства, Deus Ex: Human Revolution так и не стала бестселлером, показав более чем скромный результат по итогам продаж. Почему так? С удовольствием отвечаем: потому что эта игра предназначена не для среднестатистических пользователей, а для своего рода элиты геймерского сообщества, знающей толк в истинном ААА и понимающей, в чём разница между игрой хорошей и игрой популярной. А таких людей никогда не бывает много.

[embedded content]

Однако, благодаря Deus Ex: Human Revolution, киберпанк начал постепенно отыгрывать временное падение популярности, пришедшееся на «нулевые». Адам Дженсен, Бен Саксон и Анна Келсо (герои неожиданно годного романа-новеллизации Deus Ex: Icarus Effect, события которого развиваются параллельно Human Revolution) вдохнули в жанр новую жизнь. Посмотрим, закрепит ли успех очередная часть саги — Deus Ex: Mankind Divided. Судя по качеству недавно вышедшего анонсирующего видеоролика — скорее всего, так оно и будет.

Автор текста: Darth_Elven

Источник:  4pda.ru

©  4PDA