Детское чтиво
По окончании статьи «Соблазнение чтением» внимательно наблюдал за реакцией читателей. Мнения интересные, но скажем так, абстрактные, не конкретные и даже обвинительные, будто виноват кто-то другой. По мнению одного из читателей, соблазнить чтением можно, «если», цитирую полностью: «Заинтересовывать. Детьми надо заниматься. А заниматься бедным родителям некогда. Да еще утерянное поколение само не читало, что-то надо делать».
Эта проблема как раз и поднималась в прошлой статье:
«Что надо делать, чтобы заинтересовать»? «Как заинтересовать родителей и взрослых вообще, чтобы занимаясь детьми, они начали читать, чтобы увлеклись»? «Почему у взрослых нет времени на детей и себя, чтобы читать»? «Чем все заняты»? «Почему поколение можно считать потерянным и можно ли считать последнее поколение таковым»? «Что-то надо делать»! А этому и была посвящена статья, которая теперь переросла в продолжение, где имеет смысл сделать акцент на детском чтиве, причем умышленно делается акцент не на книгах, а на технологии.
Первый вопрос, который следует задать –, а так ли важно для ребенка уметь читать книги?
Существует техническая разница между навыками грамотного человека «уметь считывать буквы и слова для сбора информации» и «умением познавать красоту слова, развитием воображения (конструкторских способностей мозга), размышлять над прочитанной книгой делая конкретные выводы, уметь переживать и радоваться».
Лев Николаевич Толстой сказал, что «воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети». Исходя из этого идеалистического высказывания, можно понять, что заинтересованность детей происходит от взрослых, которые сами изначально не заинтересованы или попросту требуют от детей больше, чем способны проявить собственные способности. То есть, потерянное поколение начинается с того, что таковым были их родители. У детей проявляется упрямство в том, что теперь в их бедах виноват кто-то другой — школа, воспитание, отсутствие денег, игрушек и прочего. Была бы фантазия, причины всегда найдутся. А кем будут дети детей, если поколение потеряно?
Изначально в статье «Соблазнение чтением» было предположение, что для пропаганды чтения необходимо «социальное благополучие» — удовлетворенность человека жизнью на психологическом уровне.
Самое интересное начинается в раннем детстве. Долг родителей в том, чтобы узнать ребенка как человека, понять, что он любит, какие наклонности, желания и каким видом спорта или искусства он может заниматься. До 3 лет у ребенка нет понятия того, что ему не хочется. Взрослый передает ему свои чувства, для того, чтобы ребенок делал собственные открытия. Задача взрослого наблюдать и определять вектор способностей и интересов.
Читать книги с ребенком не означает прививать навык чтения, не стоит заблуждаться. Чтение книги с ребенком создает эмоциональную связь — проявляет чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви. Дальше эти чувства перерождаются в зависимость от получения эмоций, это как раз то чувство, когда книга становится ценностью, источником не только знаний грамотному человеку, но источником распознавания и ощущения себя живым. Чтение это личный процесс, где переживания глубины, а не поверхностны, которые будут задеты или даже унижены посторонними людьми.
Самое страшное, что происходит сегодня, детская литература перестала быть привлекательной для авторов. Молодые родители и сегодня воспитывают детей на сказках и рассказах, которые им самим знакомы с детства, популярны, как и раньше, книги Агнии Барто, Сергея Михалкова, Самуила Маршака. Книги Корнея Чуковского «Айболит»,» «Мойдодыр», «Краденое солнце» некоторые родители исключают из списка чтений, за фразы:
«Волки от испуга, скушали друг друга»…
«Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай! Он бежал по дорожке, и ему перерезало ножки»…
Можно жуткие картины нарисовать в воображении, только странно, что у нас подобное чувство не развилось. Наоборот, становилось понятно, что следует использовать элементарные правила поведения на улице и дома, чтобы жизнь не стала трагичной.
Сейчас, читая Интернет можно удивляться многому. Например, книги «Колобок», «Красная шапочка», «Мальчик-с-спальчик» считаются «страшилками» и некоторые взрослые всерьез считают, что они про каннибализм. Если так рассуждать, то книги Андерсона «Девочка со спичками» и «Огниво» можно рекомендовать к прочтению лишь после совершеннолетия.
Именно собственные страхи передаются ребенку как основа, потому что эмоциональная связь строится на всем, не только на любви, но и на страхе. Если ребенком надо заниматься, то начинать нужно с взрослого! Здесь главный вопрос не в том — «занимаетесь ли Вы ребенком», гораздо важнее «делаете ли это с собой». Ребенок должен любить, а кого любите сами? Ребенок может быть талантлив, а сколько времени потрачено на собственные способности? Это прямая связь! Не мысль о том, что ребенком нужно заниматься, а в том, какой опыт передается в тот момент, когда связь с ребенком установлена, даже на короткий промежуток времени.
Школьная программа основана на классических произведениях по принципу «от простого к сложному». Классика сложна, но позволяет быстро сформировать языковой запас, понять и прочувствовать каким образом строится родной язык и как происходит адаптация неизвестных слов и вероятное словообразование.
Язык тонкий инструмент, очень гибкий, склонный к упрощению. Здесь обычно неверно понимается упрощение и, кажется, что язык склонен к тому, чтобы попросту не правильно говорить или писать, неправильно выражать мысли. Но основа в другом. Попробую привести короткие примеры:
Говорить по телефону или в трубку? Прощаться, используя выражение «до свидания» или «услышимся», а также «до связи»? Язык изменяется в ту форму, которая воспринимается естественным образом. Это и есть упрощение между смыслом и событием, а вовсе не в том, что слова надо писать так, как они слышатся, или попросту неизвестно как пишутся и достаточно написать так, чтобы было понятно.
В школе задают новое произведение для домашнего чтения, чтобы позже можно было над ним поработать и разобрать по смыслу и словесно на уроке, то есть учитель направляет детское восприятие. Здесь понадобится не сложное знание системно-векторной психологии, когда есть основа для обсуждения.
Родители, то есть взрослые, передают своё переживание ребенку. Так называемая «эмпатия» — сопереживание на основе мнения взрослого, который считает, что именно так переживает ребенок. Соответственно родитель ведет себя сам как ребенок, а не как взрослый. Он обсуждает с ребенком, что учебники плохие, задание для чтения просто ужасно, а учительница сама не ведает, что творит. Это взрослый передает ребенку, и именно это с ним обсуждает, вместо того, что задано читать. Плохо, что учитель подвергается дискредитации, если родитель осуждает, значит, создается вывод, что родительские чувства являются праведным негодованием. Теперь достаточно не делать ничего, потому что учитель не прав. Этим критика опасна для ребенка.
К концу школы семя неприязни к учителю, школе, образованию принесет заметные плоды. Ребенок вырастает с чувством, что все делал правильно, а виноват кто-то другой. Именно это внушали взрослые, родители ребенка.
Мой читатель произнес одну из таких фраз — «нужно заниматься ребенком». Основа та же. Никто не занимается, а в нашей семье все иначе, хотя по фразе понятно, что этот взрослый таким же образом свои переживания перегружает на плечи других людей, в том числе своего ребенка.
Образование как раз и призвано быть консервативным, как и воспитание:
Родитель занимается ребенком, и это делают все взрослые, независимо от того, сколько времени у них есть на общение. Зарядить ребенка можно одной фразой. Конечно, нельзя исключать, что частые и продолжительные занятия с ребенком принесут и больше пользы. И тут как раз понятно, что желание «бабушек» основано на том, что надо говорить не столько о качестве, сколько о количестве потраченного времени на занятие с ребенком. Учитель дает задание и проводит контроль и векторизацию знаний. То есть, в основе лежит большая доля самоотверженного труда ребенка. Когда учитель «не занимается» учеником — это значит отсутствие контроля качества образования, а что ему контролировать, если ребенок благодаря взрослой опеке не выполняет домашние задания. Куда его направлять? Кроме авторитета учителя нельзя отказываться от эмоциональной литературы. Это влияет на развитие ребенка — он учится «обливаться слезами над вымыслом» или заливаться смехом от соответствующих ситуаций, описанных в книге. Самое интересное, что ощущение собственных чувств помогает избавляться от страха.
И наконец, стоит не забывать о планке восприятия и не сводить её ниже пояса. В мире много издается низкопробной литературы, над которой даже взрослые перестали смеяться. Одно иностранное издательство «порадовало» своих читателей книгой «Про крота, который хотел узнать, кто ему накакал на голову». Фекалии не дают спокойно жить «писателям» с сексуальными отклонениями. Есть еще французская книга «Яйца, туалетная бумага и твоя школа». Чему она научит? Неизвестно. А вот планку снизит. Когда говорят о научной работе, предполагая, что все психиатры не шарлатаны, появляется книга «Папа пьёт, потому что ты плачешь». Он пьёт далеко не от того, что ребенок проявляет эмоции, скорее наоборот, что не смог реализовать собственные амбиции и даже слабовольный.
Хотя в Интернет активно обсуждают книгу «Новая папина жена, которую зовут Роберт» — это повод ошибиться с выбором книги, чтобы создать здоровую эмоциональную связь, а не забивать детскую голову откровенным мусором. Взрослые отношения лучше оставить на соответсвующий возраст.
В итоге, можно сколь угодно долго рассуждать о том, что ребенком нужно заниматься и прочее. Это не является рецептом. Абстракция псевдопедагогов, мы заняты детьми, а Вы нет. Хорошо, если на подсознательном уровне они действительно знают, что сами делают, а что если времяпрепровождение с ребенком не есть полезное занятие?
Для воспитания навыка и желания читать, необходима структура занятий. В раннем возрасте книгу читает взрослый, потом ребенок это делает сам. Далее происходит векторизация прочитанных эмоций, обсуждение поступков, героев, создание выводов и прочее.
То есть, схема на удивление консервативна и свойственна школьному образованию «когда задано на дом», а не наоборот! Сначала сделать, потом обсудить и развиваться, чтобы можно было переходить к другой нагрузке, к более сложным темам и словам.
Регулярные самостоятельные занятия и работа с взрослым как форма эмоциональной связи — это единственный способ заниматься ребенком. Ничто не дается так сложно, как работа над собой, ради себя, ради будущего своей семьи и уже собственных детей.
Родитель, конечно же, должен читать сам. Ребенок должен это видеть. Но дальше что должно произойти? Считается, что ребенок берет пример, а по факту он видит, что взрослый читает, не более того. Никто же не садится за штурвал самолета, если видит, что у летчика это получается.
С чтением происходит не передача опыта, а наследование интереса к чтению (как к полетам на самолете). Надо учиться работать-читать. Взрослый если читает, он должен выстраивать эмоциональную связь с ребенком на том, что сам прочитал, иначе это просто «взрослый, который что-то там читает». Неплохо бы, прочитать ребенку вслух, или подбежать и сказать «послушай, как отлично написано»!
Послесловие В Интернет много статей, где родители рассказывают насколько их дети гениальны и каждый родитель в этом уверен. Я не исключение. Написал, поверил сам, а ребенок не читает.
В воспитании любых навыков важно, чтобы основное окружение, которое влияет на ребенка, превосходили своим авторитетом все остальное. На моё становление повлиял чужой человек. Бегали пацанами, еще до школы, хулиганили, стучали в окна, пока меня шестилетку не поймала за ушко директор «станции технического творчества». У меня не было конкретных талантов, желания только строить корабли, или самолеты и директор станции это видела, не ограничивала меня в выборе. Перепробовал всё и самое плохое, что всё и понравилось — строгать, пилить, рисовать, лепить и многое другое. Именно там, это я сейчас понимаю, мне понравилось создавать формы. Для этого приходилось много читать, будоражить свою фантазию и в 25 лет осознал, что стал дизайнером. Сама же профессия требует навыков работать руками, что с лихвой дало техническое творчество.
Все что мы делаем и от чего отказываемся — влияет на будущее. Формирует нас, как человека.
Первую книгу «сшил» из старых журналов в 6 лет, до школы. Вероятно поэтому у меня сейчас огромный интерес к книгам, как к носителям и огромная любовь к содержанию и красоте каждой страницы.
А как было и есть у Вас? Может, разобравшись в себе, мы поймем, как соблазнять собственных детей чтением?
Похожие публикации: Эволюция ридераСистема сбыта спичекИтоги 2014 года: Состояние рынкаЛюди больше не читают книгВысокотехнологические тренды
© ebook