Дети и собаки: десять научных правил
Как показывают исследования, уже одно только присутствие собаки делает детей более сконцентрированными, более спокойными и менее агрессивными. Возникающая с возрастом у ребенка привязанность к животному помогает развитию эмпатии и социализации. Это происходит в том числе и за счет выбросов окситоцина — этот гормон повышает доверие и способствует развитию социальных связей.
Но несмотря на все положительные стороны общения детей с собаками, ученые утверждают, что происходить оно должно только под чутким надзором взрослых. И главная их задача — правильно понимать и учитывать особенности поведения как детей, так и собак.
«Положительное воздействие собак на детей проявляется лучше всего тогда, когда родители объясняют и детям, и собакам как им лучше друг с другом общаться», — говорит Карл Вайссенбахер. В Институте Мессерли Ветеринарного университета Вены он специализируется на собаках, используемых для терапии и в качестве ассистентов.
За последнее время ученые достаточно точно выяснили, что дети воспринимают мир совсем иначе, чем взрослые. Ток, например, дети ориентируются в первую очередь на голову и морду собаки и принимают оскаленные во время рычания зубы за смех. Кроме того, чувство эмпатии развивается у детей примерно в четырем годам, и это означает, что до того времени они не могут понять желания и потребности собаки.
«Дети часто не замечают, когда собака показывает им языком своего тела, что она не хочет, чтобы ее гладили. Поэтому детям нужна поддержка взрослых, чтобы правильно понимать собак», — объясняет Магги Энтенфеллнер, вице-президент организации «Защита животных обучает».
Во совместной жизни детей и собак важно учитывать и не нарушать интересы и тех, и других. Собаки выражают свое настроение языком тела, и эти сигналы все члены семьи должны хорошо выучить, что общение ребенка с собакой проходило без осложнений.
Например, собакам требуется отдыхать от 12 до 14 часов в день, а щенкам даже все двадцать. В семье с ребенком сделать это достаточно сложно — дети громко кричат во время игр, совершают резкие движения и могут быть даже грубыми. Если собака не получает достаточно отдыха, она находится в состоянии длительного стресса, и это может привести к проблемам с поведением.
Во время общения собак и детей также надо сразу пресекать слишком резкое поведение с обеих сторон. Ученые говорят, что в 85% случаев дети страдают от укусов собак, которых они хорошо знают — живущих дома или у друзей и родственников. Чаще всего это происходит, когда ребенка и собаку оставляют без надзора, и животное после ряда предупредительных сигналов в ответ на чрезмерную активность ребенка пускает в ход зубы.
На основе исследований в области предотвращения несчастных случаев во время общения детей и собак, ветеринары пришли к выводу, что одного только заучивания правил поведения недостаточно — дети должны постоянно их практиковать, повторяя правильное поведение в общении с собаками. И важно, чтобы пример в этом им показывали родители.
Основные же рекомендации ученые сформулировали в десяти пунктах:
1. Постоянно наблюдать за ребенком и собакой во время их общения.
2. Воспитывать и обучать правильному поведению и ребенка, и собаку.
3. Коврик и миска собаки, а также нарушение ее сна абсолютно запретны для ребенка.
4. Для собаки же запретны детская комната или коврик для игр и игрушки ребенка.
5. От ребенка надо требовать чуткого поведения — общаться с собакой спокойно, без буйной активности.
6. Никаких объектных игр — кидания, таскания или перетягивания — вместо этого спокойные игры, например, с поиском предметов.
7. Ребенок и собака не должны никогда ничего друг у друга отбирать.
8. Ребенок и собака не должны как-то мешать друг другу во время еды.
9. Собаке никогда нельзя давать задание контролировать или охранять ребенка.
10. Необходимо выучить язык тела собаки, значение сигналов ее хорошего настроения и недовольства.