Детекторы LIGO и Virgo снова приступили к поиску гравитационных волн

M. PERCIBALLI/EGO & VIRGO COLLABORATION

Детекторы LIGO и Virgo предназначены для детектирования гравитационных волн от слияния черных дыр и нейтронных звезд. Существование гравитационных волн было предсказано общей теорией относительности, однако впервые напрямую зарегистрировать данную волну удалось лишь в 2015 году (волна была зарегистрирована LIGO в 2015-м, а об открытии было объявлено в следующем году). Всего же с тех пор детекторы зафиксировали 11 гравитационных волн, 10 из которых были вызваны слиянием черных дыр, а одна — слиянием нейтронных звезд.

Последний сеанс поиска гравитационных волн LIGO и Virgo был завершен в августе 2017 года. С тех пор детекторы доработали — заменили лазеры, зеркала и некоторые другие компоненты, и сейчас обсерватории вновь приступили к поиску. Новый сеанс, как передает ScienceNews, стартовал 1 апреля и продлится приблизительно год. Как ожидают ученые, в ходе нового этапа поиска обновленные LIGO и Virgo смогут детектировать большее число гравитационных волн (предполагается, что гравитационные волны от слияния черных дыр будут регистрироваться намного чаще — возможно, с частотой примерно один раз в неделю). При этом отмечается, что теперь специалисты буду оперативно оповещать об открытиях детекторов, что может позволить сразу же изучить предполагаемые источники сигнала с помощью других приборов.

В 2017 году создатели LIGO получили Нобелевскую премию по физике — за создание первого в мире прибора, способного регистрировать гравитационные волны.