Действительно ли в инжире есть мертвые осы? Ученые дали ответ

Истина находится где-то посередине. Осы действительно играют важнейшую роль в жизненном цикле многих видов фиговых деревьев, но в подавляющем большинстве плодов из супермаркета нет никаких насекомых.
Инжирные осы — это довольно большая группа, включающая в себя сотни видов крошечных насекомых размером с плодовую мушку, которые проводят большую часть жизни внутри инжира. Это не те осы, которые жалят людей. Инжир и инжирные осы эволюционировали вместе миллионы лет, создав особые отношения, называемые мутуализмом — связью между двумя видами, которая не просто приносит пользу обоим, как при обычном симбиозе, но без которой эти виды вообще не могут выжить.
«Фиговые деревья и инжирные осы — прекрасный пример мутуализма», — объясняет Шарлотта Яндер, специалист по экологии и эволюции растений из Уппсальского университета в Швеции. Дереву нужна оса для опыления, а насекомому нужны плоды, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Если быть точным, «плод» инжира на самом деле представляет собой соцветие — полый шарик с множеством крошечных цветков внутри. Попадая туда, самка осы переносит пыльцу. Иногда, протискиваясь через узкое устье соцветия, насекомое остается без крыльев и усиков, и погибает внутри, но тем самым завершает цикл опыления.

Однако далеко не все виды инжира нуждаются в осах. В пищу мы чаще всего едим плоды Ficus carica — его культурные формы способны созревать без опыления. Такие плоды называют партенокарпическими — им не нужны насекомые, они становятся сладкими самостоятельно. Но дикие виды, растущие в регионе Средиземноморья, а также смирнский инжир по‑прежнему требуют помощи ос-опылителей.
Жизненный цикл инжирной осы также тесно связан с деревьями. В плодах мужских деревьев — так называемых каприфигов — осы выводят потомство и спариваются. Самцы умирают внутри, а самки, нагруженные пыльцой, покидают плод, чтобы найти новое дерево. Каждому виду инжира соответствует строго свой вид осы, и эта избирательная взаимосвязь является важной частью экосистемы.

Кстати, даже если оса и погибла внутри плода, ее останков к моменту зрелости инжира внутри уже не будет — по мере созревания ткани насекомого полностью разлагаются и становятся частью плода. Поэтому источником хруста, который мы чувствуем, когда едим инжир, является вовсе не хитин, оставшийся от погибшего насекомого, а многочисленные семена, которыми наполнен каждый плод фигового дерева.
Ученые подчеркивают, что именно подобные союзы показывают, насколько сложна и взаимозависима жизнь на Земле. Фиговые деревья считаются ключевым видом для многих экосистем, а их сотрудничество с осами — одним из самых удивительных примеров симбиоза в природе.
Ранее ученые объяснили, зачем фиговые деревья превращаю сами себя в камень.
