«Даже примитивные вещи обладают восхитительным потенциалом» — Актуальные принципы старейшей дизайнерской школы «Баухауз»
Издание Co.Design рассказало о том, как современные дизайнеры могут использовать в свой работе принципы школы «Баухауз», в стенах которой появились первые дизайнерские вещи, рисунки и сооружения. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.
«Принципы современного дизайна именно именно в школе Баухауз», — пишет автор издания Co.Design Диана Баддс. Ученики и преподаватели школы первыми в Европе стали создавать вещи, сооружения и визуальные образы исходя из их функций, а не только внешней привлекательности.
Школа появилась в немецком городе Веймар в 1919 году, но многие ее идеи актуальны до сих пор. «В «Баухаузе» первыми придумали принцип модульности сооружений, развили использование новых материалов (стекла, стали и бетона) и решили создавать вещи в духе популярного в то время культурного направления — авангарда.
В сентябре 2016 года в Художественном музее Гарварда открылась цифровая экспозиция, которая включает свыше 32 тысяч архивных документов, фотографий, прототипов и эскизов работ представителей «Баухауза».
«Это наследие основателя школы Вальтера Гроппиуса, который эмигрировал в США, спасаясь от преследования нацистов после закрытия учебного заведения. В 1937 году он стал преподавателем в Гарварде», — поясняет куратор и создатель цифровой экспозиции Роберт Вайсенбергер.
В первую очередь «Баухауз» был школой дизайна и искусств. Ее история противоречива, но я не хочу ворошить прошлое. Вместо этого мне хотелось бы сконцентрироваться на работах ее учеников и осветить контекст, в котором они создавались.
— Роберт Вайсенбергер
«Идеи «Баухауза» пригодятся и современным дизайнерам», — уверен куратор. Он выделил пять принципов, которые помогли «Баухаузу» стать одной из наиболее ярких школ минувшего столетия.
1. Аккуратное ведение портфолио
Благодаря неограниченным цифровым хранилищам дизайнеры стали менее аккуратны при составлении портфолио, уверена Диана Баддс: «Многие забывают, что недостаточно просто сфотографировать на телефон готовый вариант работы. Раньше дизайнеры фиксировали и записывали каждый свой шаг, и это помогало им проследить за развитием идеи».
Несмотря на то, что многие архитектурные работы «Баухауза» были уничтожены или модифицированы, история сохранила их изображения, рассказывает Роберт Вайсенбергер. Это относится и к дизайнерским работам: «И хотя ученики и преподаватели школы хотели разрабатывать продукты для массового потребителя, многие прототипы существовали только в одном экземпляре и потом были потеряны или уничтожены».
Но благодаря тому, что многие студенты любили фотографировать, удалось сохранить хотя бы образы прототипов. «Одним из наиболее плодотворных фотографов стала Люсия Мохой, художница и жена одного из преподавателей школы, Ласло Мохой-Нодя. Если бы не ее архивы, то огромная часть наследия «Баухауза» оказалась бы потеряна».
2. Умение избавляться от напряжения
«Ученики и преподаватели «Баухауза» любили повеселиться, — рассказывает Вайсенбергер. — Для «Металлической вечеринки» они приготовили блестящие костюмы, в которых скатывались с длинной горки под зеркальными сферами».
Все вечеринки проходили при поддержке директора школы Вальтера Гроппиуса, пишет Диана Баддс: «Они помогали ученикам выпустить пар, снять напряжение и уладить конфликты, которые нередко разгорались между ними».
«В «Баухаузе» были собраны настоящие творцы с большими идеями и непростыми характерами, — рассказывает Вайсенбергер. — Вечеринки помогали им не забывать, что они — часть одной команды».
3. Умение сотрудничать
Художник, фотограф и скульптор Ласло Мохой-Нодь возглавлял в школе слесарную мастерскую. В 1930 году он создал одну из первых кинетических скульптур — «Свето-пространственный модулятор», который хранится в музее Гугенхайма и функционирует до сих пор.
«Это что-то вроде авангардного диско-шара, который при вращении создает неповторимую игру света и тени, — поясняет Вайсенбергер. — Но на воплощение этой скульптуры Мохой-Нодю потребовалось восемь лет».
Идея инженерно-скульптурного объекта пришла к нему в 1922 году, но у него не было необходимых ресурсов для ее воплощения. Тогда он обратился за помощью к немецкой корпорации AEG. Она выделила ему финансы и двух специалистов, пишет автор материала: «Вместе они создали эскизы, распределили подвижные сочленения, изготовили и собрали скульптуру».
Чтобы добиться впечатляющих результатов, Нодь обращался к экспертам в тех отраслях, где ощущал нехватку собственных знаний. Благодаря коллаборациям современные дизайнеры тоже могут выйти за рамки своего ареала.
— Роберт Вайсенбергер
4. Способность заглянуть за грань привычных вещей
«Поль Клее родился в Швейцарии, но мне иногда кажется, что он с другой планеты, — признается Роберт Вайсенбергер. — Удивительно, что он преподавал в «Баухаузе» — школе, где прагматизм является основополагающим принципом».
Клее нравилось, что все вокруг считают его мистиком, но он определенно был рационалистом
Клее вел подготовительный курс и рассказывал вновь прибывшим студентам о взаимосвязи формы и цвета. «Его удивительные работы передавали природу, поэзию, архитектуру, музыку и даже магию, — пишет Диана Баддс. — В картине «Аппарат для магнитной обработки растений» он обращается к псевдофилософской идее XVIII века о животном магнетизме и слегка иронизирует над увлеченностью своих современников механизмами».
«Несмотря на то, что Клее был не похож на других профессоров школы, — продолжает Вайсенбергер, — его знания и таланты помогали студентам развиваться в других направлениях».
5. Умение сделать что-то из ничего
Рут Асава — ученица выпускника «Баухауза» Джозефа Альберса. Он научил ее раскрывать возможности подручных материалов так, чтобы создавать произведения искусства.
В колледже она сделала оформление для прачечной. Она взяла штамп с текстом Double Sheet, который имеет два значения — «простыня» и «двойной формат», и нанесла узор на газетную бумагу.
— Роберт Вайсенбергер
«Это особенно актуально сейчас, когда мы пытаемся использовать ресурсы с большей эффективностью. Как показывает практика, даже примитивные вещи обладают восхитительным потенциалом», — пишет Диана Баддс.
© vc.ru