Датчики на самолётах хотят заменить лазерами
На сегодняшний день для измерения некоторых параметров полёта на самолётах используются воздушные датчики, определяющие влажность воздуха, давление и скорость воздушного потока. Хотя они достаточно надёжны, сенсоры требуют весьма долгой и тщательной калибровки при обслуживании, а также подвержены обледенению в плохую погоду, из-за чего в некоторых случаях могут выдавать неверные показания.
Предполагается, что лазерные системы измерения будут гораздо более точными и не нуждаться при этом в длительных калибровках. Разработка лазерных датчиков ведётся в рамках проекта по созданию и оценке перспективных систем лётных данных FAME (Future Air-Data System Module Evaluation). Утверждается, что лазерное излучение датчиков будет полностью безопасно для глаз: каждый сенсор способен производить до тысячи измерений в секунду, причём измерение параметров ведётся для точек, удалённых от самолёта на метр.
В рамках проекта планируется провести испытания трёх типов сенсоров: это лазерный допплеровский анемометр для измерения относительной скорости ветра (скорость полёта, угол атаки, боковое скольжение), датчик рэлеевского рассеяния для измерения температуры воздуха за бортом и лазерный абсорбционный спектроскоп для определения атмосферного давления и расчёта на основе полученных данных высоты полёта.
Благодаря установке датчиков на самолёт можно будет отказаться от выступающих из него трубок «обычных» воздушных сенсоров. Лабораторные испытания датчиков уже состоялись и признаны успешными, а теперь разработчики занимаются созданием компактных лазерных измерительных устройств, которые можно будет установить на бизнес-джет Dassault Falcon 20. Первые лётные испытания планируется провести в 2022 году.