В будущем само портативное устройство полностью "свернётся" в экран

Лебедев, компания DataArt UKИнтервью с Кириллом Лебедевым, системным архитектором компании DataArt UK.

- Какие изменения произошли на рынке информационных и телекоммуникационных технологий в 2007 году? Появились ли новые тенденции в развитии рынка?

- Во-первых, мне хочется отметить, что за последние годы широкое распространение получили мобильные устройства: MP3-плееры, сотовые телефоны, GPS-навигаторы, коммуникаторы, портативные игровые приставки, КПК и т.д. Как результат, софтверные компании стали получать заказы на разработку мобильного софта.

Во-вторых, развитие электронных мобильных устройств идёт в следующем направлении:

  1. Однофункциональные мобильные устройства (MP3-плеер, сотовый телефон, GPS-навигатор, портативная игровая приставка);
  2. Многофункциональные мобильные устройства для группы родственных функций (аудио- и видеоплеер, устройство для чтения электронных книг "плюс" мобильный интернет-браузер);
  3. Многофункциональные мобильные устройства для разных групп функций (сотовый телефон "плюс" медиаплеер или GPS-навигатор "плюс" медиаплеер).

Если формы и конструкции однофункциональных портативных устройств более-менее устоялись, то для многофункциональных устройств оптимальные формы и конструкции ещё не найдены. Вероятно, задача поиска оптимальных форм и конструкций будет оставаться актуальной в ближайшие годы.

При создании гибридного многофункционального мобильного устройства производители совершают такие типовые ошибки:

Типовая ошибка №1: Проектирование многофункционального устройства на основе конструкции, которая оптимальна лишь для одной из функций.

Суть ошибки: из множества функций произвольным образом выбирается одна главная, под которую и "затачивается" конструкция.

Причина ошибки связана с итеративным подходом к разработке. Сначала производитель создаёт устройство, которое реализует лишь одну функцию. Разумеется, конструкция устройства разрабатывается, "затачивается" и оптимизируется именно под эту функцию. На следующей итерации производитель добавляет к этому устройству новую функцию, а конструкцию оставляет прежней. В результате получается гибрид, пользоваться которым невозможно.

Пример 1. Во многих современных мобильных телефонах имеется фото- и видеокамера. При этом качество и размеры экранов этих мобильников таковы, что на них как следует не посмотреть фотографии, ни как следует не проиграть видео.

Пример 2. Помимо камеры в мобильниках присутствует интернет-браузер. Но размеры экрана опять-таки мешают полноценному просмотру веб-странички. На маленьком экране не разместишь много информации. То есть пользователь мобильного интернета не сможет зайти на полноценный сайт. А урезанная wap-версия сайта тоже неудобна - и по причине отсутствия нормального форматирования, и по причине малого объёма подгружаемой информации.

Опять-таки, переход по ссылкам в мобильном браузере реализован крайне неудобно. Основная прелесть обычной веб-странички заключается в том, что пользователь может произвольным образом перейти по любой ссылке. Для этого надо лишь дотянуться мышкой до соответствующей гиперссылки. А у мобильного телефона мышки нет. Поэтому дотянуться до произвольной ссылки не получится. Пользователю приходится перебирать ссылки по порядку.

Пример 3. Первые так называемые "мультимедиа-комбайны" предоставляли много возможностей: и проигрывание аудио, и воспроизведение полноценного видео, и прослушивание радио, и возможность воспроизведения видео на телевизоре. Однако многие из этих функций оставались невостребованными из-за конструктивных недостатков. Например, на один такой "комбайн" можно было залить несколько фильмов. Однако процедура заливки могла превратиться для пользователя в пытку, так как комбайн не поддерживал интерфейс USB 2.0, а использовал более старый USB 1.1. Как результат, скорость заливки фильма была чрезвычайно низкой.

Типовая ошибка № 2: Механический перенос пользовательского интерфейса с десктоп-приложения для настольного ПК.

Суть ошибки: вместо разработки пользовательского интерфейса, "заточенного" именно под мобильное устройство, механически переносится интерфейс из известных десктоп-приложений.

Пример 1. Для прокрутки длинного содержимого окна в десктоп-приложениях используются полосы прокрутки. На настольных ПК они удобны, так как достаточно велики для того, чтобы пользователь не промахнулся мимо них мышью, и в то же время достаточно малы, так как не отнимают много места от размера экрана. В общем, полосы прокрутки "заточены" под мышь. В мобильных приложениях они неудобны, так как, во-первых, очень малы, и пользователю приходится очень хорошо нацеливаться, чтобы попасть в ползунок или стрелку, а, во-вторых, отнимают достаточно много места от размера экрана, так как экран на мобильном устройстве и так мал.

- Какие изменения произошли в вашей компании?

- Мы сократили количество аутсорсинговых проектов. Наша компания сделала ставку на создание и развитие собственных продуктов.

- Какие направления деятельности вашей компании в 2007 году были особенно успешны?

- Одним из успешных в техническом плане направлений деятельности нашей компании стала разработка GPS-навигационной системы для автомобильного компьютера. Эта система была разработана на базе нашего собственного движка. Таким образом, компания не только получила собственный продукт, но и технологию создания группы аналогичных продуктов.

- Какие тенденции будут определяющими на рынке ближайшие несколько лет?

- Во-первых, всячески будут усиливаться и развиваться мобильные направления. Компании-производители электронной техники будут выпускать всё новые и новые портативные устройства. Как результат, софтверные компании будут получать всё больше заказов на разработку именно мобильных программ.

Ключевыми задачами для производителей электроники станут задача поиска оптимальных конструкций для многофункциональных устройств, а также задача поиска оптимального взаимодействия с пользователем.

В гаджетах, ориентированных на вывод изображения, подсистема "экран" будет постепенно поглощать все остальные соседние подсистемы. Так, скорее всего, клавиатура, "тачпад", фото- и видеокамера полностью исчезнут. Их заменит экран. У компании Apple уже есть патент на экран, содержащий в себе множество маленьких видеокамер. Изображения, поступающие от этих камер, объединяются специальным модулем в единую картину.

Если эта тенденция сохранится, то, скорее всего, в не такой уж далёкой перспективе само портативное устройство полностью "свернётся" в экран. Не будет устройства - будет "умный" экран. Его толщина будет минимальной, а площадь поверхности будет изменяться в зависимости от условий работы пользователя.

Ещё одной ключевой задачей производителей электроники станет поиск новых функций. Сейчас все очевидные функции, такие как: проигрывание музыки, съёмка и воспроизведение видео, съёмка и показ фотографий, интернет-серфинг, игры, навигация, связь и т.д., - уже разобраны. Нужны новые идеи для портативных устройств.

Пример 1. Многие навигационные системы позволяют пользователю по запросу найти ближайшие POIs (points of interest). К ним относятся кафе, рестораны, музеи, бензозаправки, аэропорты, вокзалы и т.п. Нередко, запустив поиск POIs, пользователь впоследствии сталкивается с проблемой выбора - навигационная система выводит огромный список points of interest. Из него трудно что-нибудь выбрать. Почему бы навигационной системе не предлагать готовое решение, которое бы исключало проблему выбора?

Например, для туристов усовершенствованная навигационная система может содержать несколько популярных маршрутов. Вместо того чтобы искать и отбирать музеи, пользователь может получить готовый маршрут их обхода. Навигатор также может содержать и маршрут обхода залов в каждом конкретном музее. Этот маршрут может храниться вместе с записью экскурсии.

- Что Вы ждете от 2008 года? Какие цели ставит перед собой ваша компания?

- Вторую половину 2007-го года наша компания потратила на разработку и совершенствование навигационного движка. Мы потратили достаточно усилий для того, чтобы он заработал не только на стационарном, но и на портативном компьютере с приемлемым быстродействием и объёмом картографической базы данных. В 2008-ом году рассчитываем выпустить версию навигационной системы для КПК.

©  @Astera